Сергей ЗАВЬЯЛОВ

ХОРЫ

(1996)

      Мелика.

        Предисловие А.Скидана.
        М.: Новое литературное обозрение, 2003. – Серия "Премия Андрея Белого".
        ISBN 5-86793-267-2
        172 с.


ПЕРВАЯ ГЕЛОНСКАЯ ОДА

ГЕРАКЛ И ГИЛАС

1. А Р Х А

строфа

                                Изначально
неизрекаемое            пусть не тщится взмыть            мстящей
                       за слугу Аполлона стаей
                                        над амфитеатром обыденной речи

антистрофа

                                Другое
выйдя в стремительном пароде
                       пусть заполнит                  белую орхестру страницы
                                        хоревтами в черных плащах



2. М Е Т А Р Х А


строфа

                                Тщетно
я не в силах их вывести              на этот жесткий помост
                       хоть чувство вскипает
                       пролог затянулся
                                        амфитеатр в ожидании хора

антистрофа

                                Имени нет
боги молчат              они немы              немы их медные статуи
                       мраморные обломки их тел
                       с фронтона скены взирают
                                        хор неподвижно застыл в ожидании выхода



3. К А Т А Т Р О П А


строфа

                                Но вот
подступила кататропа
                                     и я уже не могу удержаться

антистрофа

                                Вспомним
что написал один варвар:
                                     трижды блажен кто введет в песнь имя



4. О М Ф А Л О С


строфа

                                О Геракл
во второй уже раз приношу тебе жертву                дарами
                    благовоннокудрой Мнемосины              мне не взобраться
                    на гребни твоих деяний                но внизу
где так густы акации                где так не к добру
                    светлая прохлада ключа                я вижу тебя
                                                    мечущимся в поисках Гиласа

антистрофа

                                рычащим
от отчаяния и боли              ломающим              священные стволы
                    крушащим скалы
                    а Гиласом                еще не остывшим
еще не закоченевшим в последней прохладе в благозвучных струях
                    отроковицы-нимфы                услаждают
                                                    свою недоразвившуюся красоту



5. М Е Т А К А Т А Т Р О П А


строфа

                                Но довольно
кощунственных сцен                метакататропа
                    трагична сама по себе
                                              имя тает

антистрофа

                                высохли слезы восторга
и мы уже                ничего в ней не видим
                    кроме пальцев                перебирающих
                                              глуховатые струны кифары



6. С Ф Р А Г И С


строфа

                                Неярок рисунок этой мелодии
не впечатляют мощью
                          сцены священных преданий                  выговариваемых
                                              губами певца

антистрофа

                                но есть некая  м е р а
и в нервном
                          узоре ритма                и в скромных доризмах
                                              его словаря



7. Э П И Л О Г О С


эпод

                        Возблагодарим же Муз
за то что            поочередно            восходят они на ложе певца
                        возблагодарим и сильных
зовущих его на свои торжества            но более всего
                        возблагодарим тех
кто делится с ним своей скудной трапезой

                        во время ли
короткого отдыха            в полдневный зной у ключа
                        во время ли
ночлега            в горных деревнях у обочин
                        каменистых троп            уходящих
                                                  на очередной перевал





ВТОРАЯ ГЕЛОНСКАЯ ОДА

ТРЕНОС

Памяти Бродского

1. А Р Х А

строфа

                                  Черные тени эксода
хоревты              с головой завернувшись в плащи покидают
эту круглую каменную площадку              выложенную
                      истертыми плитами              где в одиночестве высится
                                            увенчанный цветами алтарь Диониса



2. М Е Т А Р Х А


антистрофа

                                  Но и богу
не в радость пышность даров                  впрочем              глаза его сухи
только что              его слуги метались
                      в эммелическом танце              грудь сокрушая
                                            ударами жестких ладоней



3. К А Т А Т Р О П А


строфа

Солнце              на пороге заката
Еще будут зажженные факелы
Еще флейта будет в четвертой драме
                        отсчитывать ритм
                                            сикинниде

антистрофа

И хвосты накладные
и накладные же фаллосы
сатиров              колыхаться
                        под оргиастический
                                            фригийский напев


эпод

                                    и актеры смешить
ужасом происшедшего              раздавленных зрителей
чтобы было              не так невыносимо
возвращаться с трагическим бременем
                            в свои спрятавшиеся
                                                        от улиц дома



4. О М Ф А Л О С


extra metrum

Как пережить происшедшее?

          Кровавые веки Эдипа

                    Перерезанная детская шея Ифигении

                              Колышущиеся на ветру        белые ступни Антигоны



5. М Е Т А К А Т А Т Р О П А


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

          . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                              . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



6. С Ф Р А Г И С


строфа

Поэт оголил мир              как только что              похолодевшее тело
и не накрыв его              посчитав это делом статистов
не прорыдавши над ним
не заломив от сострадания руки
                                          отвернувшись ушел

антистрофа

И вот этот мир              который все мы              так привыкли любить
это нежное              еще минуту назад исторгавшее
такие спазмы желаний тело
лежит на эккиклеме              все в кровавых прорехах
                            неестественно сведенное          смертельной судорогой



7. Э П И Л О Г О С


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





ТРЕТЬЯ ГЕЛОНСКАЯ ОДА

ЭДИП В КОЛОНЕ

1. А Р Х А

строфа

Ветер
душу высверливающий даже              из могучих каменных глыб
                      наваленных в основание мола
стихает              лишь чуть отойдешь вглубь страны
где первые желтые листья слетают              на сгоревшую
                      от августовского зноя траву
а еще выше              в горных лесах              о нем напомнит
                      только шелест              запрокинутых крон
                                          да стихи Симонида
                                        [PMG 543]
                      этот дующий ветр              беспокойная влага



2. М Е Т А Р Х А


антистрофа

Сердце
все более              утомляясь              от десятилетий
                      беспросветных бессонных трудов
устало        ему (то есть ей)        все хочется            капризно напоминать о себе
как затянувшееся          как переступившее через порог совершеннолетия
                      первое              недозрелое чувство
из которого ты уже вырос как из одежды эфеба
                      к иным готовый сраженьям
                                          [Pind. Ol. 1. 3]

                      наши игры прославлять
хочешь, милое сердце?



3. К А Т А Т Р О П А


строфа

А в ушах тишина будто их заложило
будто взрыв какой-то раздался
будто сгинуло все под обвалом
          циклопических глыб



4. О М Ф А Л О С


антистрофа

Эдип              ослепший              оглохший              одеревеневший
и в руке его становящаяся все нежней и нежней с годами ладонь Антигоны
о боги или мало вам было томления жаркого влажного у материнского лона
                            чтобы теперь вот и это...



5. М Е Т А К А Т А Т Р О П А


          [Soph. O. C. 1224 - 1227]

   высший дар нерожденным быть
   если ж свет ты увидел дня
   о обратной стезей скорей
            в лоно вернись небытья родное               [Ф.Ф.Зелинский]



6. C Ф Р А Г И С


extra metrum

Так вот              хородидаскал
о кончине героя              пусть повествует лишь вестник
и эккиклему с его чучелом              увлажненным по́том предсмертным
на обозренье толпы              выкатит
                            только балаганный актер



7. Э П И Л О Г О С


эпод

А с тобой остается все тот же ветер
гоняющий листья по омертвевшей траве
развевающий              твои одичавшие космы
                            и где-то там в твоем сердце
замерший и щемящий рисунок морского прибоя
                            у глыб исполинского мола
совсем неслышного
совсем бесшумного
совсем непохожего
                            на цитату из Эмпедокла



Следующий цикл             





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Премия Андрея Белого" Сергей Завьялов Мелика (2003)

Внимание! Греческие фрагменты находятся в отдельных gif-файлах!

Copyright © 1998 Сергей Завьялов
Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru