[Статьи и эссе.] Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал "Звезда", 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С.147-152. |
За военные фетовские завои императорских астр; за, наоборот - острые, розы соборов, отражающиеся в зеркальных стеклах роллс-ройса; за сосновую музыку своей дорогой Савойи; за Ламартина со стрекозой; за провансаль парижских картин. Кажется, я сейчас разочарую аудиторию. Вряд ли во рту у меня спрятан доклад. Скорей - сообщение. И то - закавыченное, и то - как бы кончеевское, врученное через третьи руки - то, от которого, помните, сохранились лишь две строки: Виноград созревал, изваянья в аллеях синели. Какой "отчизны"? - следует здесь язвительно полюбопытствовать, - что-то не припоминаем мы таких русских картин, не наши это пейзажи; разве что ливадийскую отворили дворцовую оранжерею... А сколь непатриотично звучит грамматический эпиграф к занявшему нас сочинению ecrivain'а (плиточная латынь) с сомнительной птичьей псевдо-фамилией: "Воробей - птица. Россия - наше отечество. Смерть неизбежна". Так и вижу ледяной полированный лабрадор под швейцарскими "кипарисными тисами"... Идеальное место для успенья стилиста! Что дал Гораций, занял у француза. Смешно сказать, но даже метаболист Надсон, спаривший жертвенник с арфой, пыланье - с рыданьем, и удивительно схожий лицом с одним нынешним русско-американским придумщиком направлений и терминов, - и он, бедный, удосужился пожить в Ницце накануне своей безвременной смерти, оставив нам забавные строчки, сочетающие обычные для него стилистическую глухоту и экологическое морализаторство, с неосознанным, но едва ли не сологубовским, мелким садизмом: Жалко стройных кипарисов - Какого символиста мы с вами недосчитались! Какой некрополь наши соотечественники выстроили на кромке Лазурного берега! Кто только не заглядывал в этот окуляр подзорной трубы Европы, начиная (неудачное слово!) с Василия Тредиаковского: "Начну на флейте стихи печальны, / Зря на Россию чрез страны дальны". Вижу, вижу, дескать, тебя из своего далека, когда, вольно и плавно... Львиная доля Гоголя тут! Красное место! драгой берег Сенский! Если смертельное манит "неизъяснимыми наслажденьями", таящими залог бессмертья, то как же может не влечь к себе страна, так кличущая главную магистраль своей столицы; страна, западающая, точней - южнеющая, в клиническую вангоговскую арлекинаду карликовых виноградников в марлевых разгородках, наконец - в предельную вечнозеленую блажь южных пляжей, чтоб там - "незримо слить в безмыслии златом, / Сон неги сладостной с последним, вечным сном", иными словами - окончательно воплотиться, достичь полноты любовного обладания, как сказал бы Сартр? "Каскады, розы, / Мелезы, тополи..." Что ближе Парижа для языка нашего? Почему Ницца нам снится? Или она, наша поэзия, так возмещает нереализованную пушкинскую мечту о посещении Франции? О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Но ведь это и есть состояние экзистенциального воплощения, которое в другом тютчевском стихотворении ("Итальянская villa") столь по-сартровски разрушается движением развоплощенной, инструментальной жизни: Что это, друг? Иль злая жизнь недаром, Обратите внимание, сколь он настойчив в недобром эпитете и сколь знаменательно здесь обращенье к возлюбленной - "друг", усеченье назревающего Другого... Но, как правило, тут, во Франции, все склонно овеществляться - эти "лимфы" и "нимфы"; эта аннабеллалиада в прибрежном гроте - увы, тоже внезапно разрушаемая посторонним движеньем; этот "прелестный впалый живот, где мои на юг направлявшиеся губы мимоходом остановились"; эти остановленные воплощающим вниманием "руки марсельских матросов", поднимающие опасный в устах Евгения Абрамовича (салют кожно-нарывному литературоведению!) христианско-масонский "якорь - надежды символ", кажущийся нам символом совершенно иной надежды... Или вот - не менее подозрительный мандельштамовско-вёльфлиновский Собор Богоматери, спасающийся от смертоносного воплощения и покоя лишь игрою мышц - на манер порочного культуриста. Пускай они в Париже, подпевает проигрывателю беззаботно-смелый Кузмин. А грузный драгун Фет трусит: Под небом Франции, среди столицы света, И дальше: "Не дай моим устам вкусить из горькой чаши / Изгнанья мрачного по капле жгучий яд!" Странные, вроде бы, страхи для середины прошлого - достаточно мягкотелого - века. Но мы-то догадываемся, чего на самом деле самоубийственно страшится поэт: его пугает соблазн "умереть в Париже", зреющая и вплотную подступающая возможность последнего воплощения, от которой он бегал всю жизнь - и тогда, когда не женился в молодости по любви; и тогда, когда, умирая, пытался инструментально - посредством ножа - нарушить нарастающее овеществление своего тела. Не следует относить к политической плоскости и стихи - тогда еще не спущенного с поводка - нашего старшего современника: Париж увижу я, смогу увидеть Рим - Фантастична, конечно, только вторая часть этой - отнесенной Кушнером в метемпсихозное будущее - мечты. Немыслимо как раз возвращение. Смерти и любви предаются, как правило, не зная пути назад, не ведая выхода из обступившего состояния. где голубь плещет И дальше: Как, тая, плод, когда его вкушают, И еще: Лишь сердца моего, лишь для себя, в себе лишь - И наконец: Зенон! Жестокий! О Зенон Элейский! Понятно, что в случае французского поэта влечение как бы направлено на себя, герметизировано. Тем большее однако достигается сосредоточение, поясняющее, так сказать, "свойства страсти". Солнце здесь - Феб, а черепаха - разъясню - лира, которая, разумеется, неизбежно оказывается в итоге действенней любого моторного смельчака: якобы мертвое, то есть - воплощенное, здесь - внутри отзывчивой, иронической и бесцельной цистерны вечной поэзии - предстает куда более подлинным, чем банальное живое, с его посрамленной инструментальностью. Сама натура - лишь длинная и разреженная тень искусства, покоящегося, как стрела в апории Зенона. В лесах, где Жувизи гордится над рекою Дело вовсе не обстоит так, будто Батюшков везет полонянку-элегию из освобожденного от узурпатора Бонапарта Парижа, а Эвариста Парни ведет за уздечку, как жеребца. Не перетягивание каната, не сердечный насос, а скорее - весы, приливно-отливное равновесие: "Шуми, - он пел, - волнами, Рона, Никакого течения, никакого развития - лишь подозрительный шум волны Мирона, комунестическая печаль задающегося вопросом "куда теперь идти?" солдата, совместное сумасшествие Батюшкова и Исаковского, пляшущая алмея Анненского и Рембо, "тот не мышь, кто не любил тебя" пытающегося защититься Ходасевича et cetera - чушь собачья, дивная дичь, преследуемая югендштилевыми завитками серовских борзых, курчавым огнем бессмертия, златым безмыслием Юга. 1993 Продолжение книги "Воспоминания о Евтерпе" |
Вернуться на главную страницу |
Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
"Urbi" | Алексей Пурин | "Воспоминания о Евтерпе" |
Copyright © 1998 Пурин Алексей Арнольдович Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |