Погодите, остановил его другой эксперт. У вас совершенно неправильный старт. Центр тяжести тела надо перенести на левую ногу. Понятно? Повторите! К.Чапек. "Человек, который умел летать" |
I Владимир Кучерявкин поэт петербургский, но его "петербургские тексты" живут не гулом прошедших столетий. Трудно охарактеризовать место этого поэта в сегодняшнем литературном Петербурге это потому, что в его поэзии переживание здесь и сейчас становится столь реальным, что не хочется говорить о "месте в литературе" и о "ее сегодня". Один чуткий читатель сказал (сказала!): Кучерявкин умеет удивительным образом остановить мгновение и заметить происходящее. Люди происходящего не замечают. Эти стихотворения подобны кадрам, но это не мгновенные фотографии. Вид из окна. II Вещи, когда они у нас перед глазами, открыты нам несколько даже наивно. Они вот эти. В стихах Владимира Кучерявкина эта интонация очень чувствуется; но только сами ли вещи наивны? Или дело тут в доверчивости зрения, забывающего об окнах и о линзах? Ну, раз уж мы подошли к окну, отвлечемся, поговорим о предметах слегка загадочных и абсолютно бесполезных. А! говорите Вы. О чем-нибудь таком! Об облаках! Пришли облака под окно, постояли, потолкались Облака те неопределенные и изменчивые формы, за которыми, как за звуком камертона, следует череда поэтических образов. Тут сразу и мотив, и способ видения, и манера рассказа, точнее показа. Облака явственно находятся здесь, хотя и уходят куда-то. Не только предвещают они идущие следом строки, но и предопределяют их ритм. На этот раз их латинская важность выразилась в размере, традиционно использующемся в русской поэзии для переложения античных мотивов. Как сосуды с крылами порхают по саду горячие дети Облака здесь появляются не сразу, и сначала улавливаются как намек, поскольку возникает ассоциация с ангелами, а, следовательно, и с существами, которым мужской или женской определенности не предписывается. Этот аспект семантики облачного затем проявляет себя как грамматический сбой: "Врач, облаченная в белое". Окно уже открыто, дверь отворена: близ нас, ненарочито, обнаруживаются странные персонажи родом из "сдвинутых" языковых миров, вроде фантастической медицинской старушки. Медицинская сестра сестра все-таки! оказывается одновременно как бы и медицинской бабушкой фразеологическая "оговорка". Но одновременно она и знахарка, шушукающее существо возможно, даже и хозяйка медицинского леса (реалии городского фольклора, персонажи былички). III Стихотворения из различных сборников, объединенные в этой книге, перекликаются, обнаруживают общность мотивов. В данном случае уместнее говорить не о повторах, а о ключевых словах. Отпирая дверь, занимаемся ли мы одним и тем же? Конечно, одним и тем же, только это уже и не занятие: мы живем. Это так сложились обстоятельства; но сложились и стихи. <...> Старушка прошла, улыбаясь Это уже не медицинская старушка. Это старушка просто. Человек просто (да и не только человек) у Кучерявкина имеет лишь один внятный предикат: простая вещь повисает. Куда-то вдаль на юг несутся облака Окно, облако, глаз перепутываются: И крыша на боку, и облако на тротуаре, Тут не различимо (как в детском сознании): мы видим или нас видят. Позже обозначается и субъект видения: И я, герой, лежу под одеялом, Деформация видимого мира мотивируется у Кучерявкина, как правило, двойственно: помимо объективных причин (вид из окна движущегося трамвая, смена освещения) имеется в виду и особое состояние героя: пребывание на грани сна, опьянение и т.п. В данном случае слышится намек на "поехавшую крышу". Крыши и впрямь не очень-то надежны, даже если видишь их не из окна автобуса: как передать в нескольких словах то, что наплывает на тебя не по отдельности, все сразу? Это ощущение точно выражено в прозе Кучерявкина: IV Лирический субъект фигура, причинившая в последние годы немало беспокойств знатокам поэзии и критикам. Вот, кажется, подобрали к нему ключ, ан нет, он меняет обличья. Подобные казусы свойственны и поэзии Кучерявкина, хотя, на первый взгляд, авторская позиция здесь достаточно ясная. Минуя окна, наплывают явления, свидетель отдан во власть этого потока. Эта стихия не разделяется на причины и следствия, она до или вне логических конструкций. Субъективным оказывается только подмечание, фиксация вниманием. Подмечаются обстоятельства обстановки, окружения, причастности; рой подробностей, сосредоточенных вокруг события (вернее, несколько рассредоточенных). Трамвай поехал на свою работу В данном случае наблюдательный пункт располагается в постели, и наблюдатель сначала замечает трясение стекол, а потом догадывается о причине. Но логическая связь тут не выделена, доминирует алогизм сопричастности. Явлен трамвай; приватная позиция наблюдателя еще будет уточняться. Поскольку трамвай властен над стеклами комнаты, это и его стекла. Поскольку же повествующий удерживает трамвай в своем поле внимания, он может и стекла трамвая считать своими. Наконец, это простодушное уточнение: трамвай-то не просто так поехал. Ребенок спросит: трамвай поехал зачем? Ну... по своим делам. На свою работу (тот же крокодил Гена, который работал в цирке крокодилом). V Поэтическая подвижность, изменчивость облика это особый дар отзывчивости и восприимчивости; но это и вариант универсальной человеческой способности (физиогномическая выразительность, мимика, грим). VI В "тексте-заголовке" субъект присутствует весьма явственно. Но в самом стихотворении это зачастую не так. Рой подробностей лишь постепенно персонифицируется. По мрамору поток шуршит тысяченогий Поехала, урча, куда-то лестница. Приснился Совмещение ипостасей "показывающего" и "претерпевающего" (того, кому ведомо сновидение) привело здесь к речевым напряжениям, "сдвигам"; возник языковой фантазм: "приснился навстречу". Впрочем, оттенок субъективного тона ощущается и до этого в том, как говорящий привлекает внимание к рассказу. Отдельная фраза акцентируется, выбивается из ряда как ужимка, словесная выходка. Строгий ветер; поезд, прыгающий как прокурор. Это примеры "наобумного" слова, немотивированного эпитета. Подобный прием заставляет вспомнить о Введенском и Хармсе, воспринявших, в свою очередь, традицию Гоголя (в скобках упомянем еще Крученых, Терентьева, Зданевича). VII ... Человек, озираясь, сначала видит фрагменты обстановки. Постепенно проясняется положение "Я" в кругу прочего. Такова сюжетная линия ряда стихотворений Кучерявкина. Самообнаружение лирического субъекта становится основным событием. Слипаются глаза, слипается окно У Кучерявкина окно не есть рубеж иных миров или возможность прорыва в бесконечность. Жест трансценденции ("Туда!"), столь характерный для русской лирики, у него отсутствует. Не только символическая даль не возникает в этих стихотворениях, но и близь понимается не в смысле движения "сюда", но скорее как соседство, как что-то сбоку. И это "сбоку" примерно в том же смысле, в каком и наш локоть находится не совсем в центре нашего "я". Этот поэтический мир можно было бы сравнить с жилищем в окружении каких-то иных пристроек, возможно, подсобных или служебных. Поэтической возгонке, устремлению за горизонт, здесь противопоставлено видение умноженной сферы малых услуг, той сферы, где нам служат глаз, гортань и по-разному именующиеся пальцы руки; где ноги несколько сами по себе и могут плакать, где самообслуживание вопрос не тривиальный. Тут не встретишь элегически высокомерного пренебрежения к телесной челяди. В отличие от Хлебникова, мыслившего себя государством атомов, и от обэриутов, представлявших телесный континуум неограниченно дробящимся, Кучерявкин останавливается на естественном антропологическом уровне, но в поэзии этот уровень мало освоен. И вот обнаруживается крупный план странного мира. Герой слушает музыку вместе со своими волосами, которые при этом растут! (уточню, имеется в виду сторока "Но музыку заслышав в растущих волосах" из стихотворения "Ах ночь! К утру все ближе ..."). Правильнее будет назвать такое окружающее не интимной сферой, а сферой фамильярного. Зато герой может позволить себе нелицеприятные высказывания в адрес своей персоны, характеристики, которые в высокой лирике выглядели бы дурным тоном: "Раззявив рот, как будто мух наелся <...> я сел в трамвай". Герой мог бы говорить о том, что ботинок жмет и спина чешется. Он не стесняется таких вещей в присутствии музы. Речь идет о чувствительной, или, в прямом значении слова сентиментальной музе. VIII Сентиментализм, если вычесть из него известные штампы (вздохи и слезы, злоупотребление уменьшительными прилагательными и пр.), остается творческой установкой, не перестающей порождать разнообразные поэтические миры. Особый вариант "нео-сентиментализма" развивает Кучерявкин. Сентиментализм использует сочувствие (или чувствительность) как увеличительное стекло. Мир наивного зрения не оттесняется на задний план, но, напротив, разрастается. Находящееся под рукой воспринимается дробно, образует сочетания и ряды. Впрочем, в анатомирование Кучерявкин не впадает, его восприятие иногда иронично, но не аналитично: он не развинчивает вещь (отличаясь этим от Олейникова). Тонкий летний халат. Халат внешняя оболочка, намекающая на оболочки внутренние. Освобождая ткань от насекомых, человек пребывает в уже упомянутой сфере "подсобных пристроек и малых услуг", он как бы сканирует собственную кожу. Как ни относиться к подлетающему комару, он, по сути, выполняет ту же услугу сканирования навязывает такую систему жестов, поворотов, реакций, которая одна только и может создать у человека представление о собственном теле не как плоском (на это сгодится и зеркало), но обогащенном всеми реальными ракурсами. Комар работает как массажист (точнее иглоукалыватель) пробуждая в человеке пластическое самоощущение, оформляя телесный микрокосм. Жужукайте, жалоострые... Вам бы только кусаться. (жалоострые вместе с предшествовавшим эпитетом прозрачнокрылые тонкая игра, совмещающая сложносоставное слово из "энтомологической" номенклатуры с эпическим эпитетом "гнедичевского" типа). IX Завершая эти заметки, ощущаю приблизительность заголовка. О простом так долго не говорят. Шёпот шуршит над столами, как бабочка на веранде, Бабочка на веранде, добрый студент склонившийся над бумагой... как слышатся здесь строки китайских поэтов! "Съест" в отношении сердца сказано с долей шокирующей "наобумности". А впрочем... |
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Серия "Премия Андрея Белого" | Владимир Кучерявкин |
Copyright © 2002 Борис Шифрин Публикация в Интернете © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |