Если разветвленное многоплановое повествование о людях в истории а вернее, под ее, истории, колесом называется романом, то "Семейный архив" безусловно, роман. Время действия весь ХХ век. Повествовательную ткань романа составляют конспективные жизнеописания близкой и дальней родни поэта, воссозданные по фотографиям, письмам, дневникам, изустным преданиям, казенным документам, по каким-то запавшим в детскую память фразам и картинам...
Четыре поколения мелкая и средняя буржуазия, врачи, преподаватели, советские служащие, дельцы, командиры РККА, даже один православный священник. Праведников и грешников, циников и идеалистов, мудрецов и сумасшедших всех их объединяет одно: они были. Автор не ставит себе цель непременно рассказать в подробностях, какими были эти люди, какие у них были характеры, что их сформировало. О неприглядном он пишет без ложного стыда, о высоком без глупой гордости. Его задача утвердить их бытие. В "нормальном" прозаическом романе говорилось бы: эти люди были такими-то и такими-то и вот что с ними случилось. В поэтическом повествовании логика обратная: эти люди были, ибо они были такими-то и с ними случилось то-то.
Потому и архив по определению неполный и разрозненный, а значит, достоверный. Потому и семейный частный, негосударственный, а стало быть, правдивый, как бы порой ни врали себе и другим его авторы.
Потому и катастрофы ХХ века Первая мировая, революция, сталинский террор, Вторая мировая, Холокост присутствуют здесь как некий неотъемлемый, наперед заданный фон, как какая-то едва ли не природная данность, подтверждающая: да, были.
Утверждая подлинность, неотменимость канувшей Атлантиды южнорусского еврейства, Борис Херсонский тактично избегает "межнациональных отношений" темы, по моему мнению, почти заведомо обреченной на "идеологию", а значит, особенно в поэзии, на ту или иную долю фальши. Еврейство его персонажей играет, в конечном счете, не большую, но и не меньшую роль, чем их принадлежность к его близкой или дальней родне.
Эту "почти прозу" нелегко встроить в какой-либо типологический ряд. Стихи-исследования, стихи-реконструкции, с большой долей домысла и вымысла, можно при желании записать по актуальному ведомству литературы non-fiction, но это все-таки и со всей очевидностью тексты, обращенные к слуху, пусть и внутреннему. Это тексты с характерным лирическим тембром короче говоря, это поэтические тексты. Реальные документы здесь нигде не цитируются впрямую, а заключенные в кавычки "цитаты" реплики, высказывания, изречения по большей части никак не могли быть зафиксированы и уцелеть документально. То есть между семейным архивом Бориса Григорьевича Херсонского и "Семейным архивом" поэта Бориса Херсонского дьявольская разница. Как между романом и романом в стихах.
Разглядывая автопортрет поэта (а поэзия всегда автопортрет) на фоне родни или, что одно и то же, на фоне еврейства, можно сказать, что портрет неотделим от фона и в то же время с этим фоном никоим образом не сливается.
Почти то же самое можно сказать и о портрете поэта в "Письмах к М.Т.". С той лишь разницей, что в этом самостоятельном цикле фон составляют "годы застоя", религиозно-диссидентская среда и врачебная практика автора. Естественно, автобиографические, автопортретные черты даны здесь более крупным планом, хотя общий строй повествования бесстрастно-поучительный, каталогизаторски-детальный сохраняется.
Этот строй, с одной стороны, восходит к скупой выразительности библейских и агиографических преданий, с другой к протокольной трезвости медицинского анамнеза.
Как-никак, Борис Херсонский врач в третьем поколении, психиатр с четвертьвековым стажем.
Профессия "надиктовала" ему ряд сюжетов. Она же, вероятно, способствовала эмоциональной сдержанности стихов.
Но не только это. Херсонский, пожалуй, единственный (по крайней мере, единственный русский) стихотворец, которому удалось привить к "древу поэзии" психоаналитический дискурс. А то, что этому дискурсу изначально присущи мифологемность и мифогенность, ничуть не облегчает, а скорее затрудняет такую прививку. Корень этой удачи в том, что психоаналитическому дискурсу здесь и с тем же глубоким знанием предмета сопротивоположен дискурс религиозно-православный. Переплетаясь, эти два дискурса, два мифа подвигают читателя к началам самостоятельной мысли.
Если бы мне предложили в трех словах охарактеризовать поэтику Бориса Херсонского, этими словами были бы: компетентность, немногословие, трезвовомыслие. Ни один эпитет, ни одна метафора не являются у него "украшениями" текста. Все они служат инструментами глубокого и трезвого анализа.
Перед нами на редкость серьезная, выверенная и осмелюсь сказать благородная книга. И читать ее надо вдумчиво и сосредоточенно.
Потому что
Начало книги Бориса Херсонского