Эта книга состоит из совершенно разномастных и ничем не связанных - кроме одного свойства - частей. Это свойство - загримированность, говорение из-под маски, переодетый (или перерожденный) автор.
Сочинение таких вещей, конечно, носит игровой характер и помогает по-новому взглянуть на привычное. Известный принцип остранения. Забавно перенести свою жизнь из России семидесятых как бы в древний Рим, все становится смешнее и красивее. Древний Рим послужил мне чем-то вроде девичьей или кухни - для сплетен и сведения счетов, стихи "от себя" такой возможности не дают.
Кроме того - так хорошо иногда убежать от себя как можно дальше, чтобы вернее вернуться.
Самое важное для меня (и самое большое по объему) произведение в этом роде "Труды и дни монахини Лавинии" было уже издано дважды (отдельное издание - в издательстве "Ардис"). В этот же сборник входят не печатавшиеся или печатавшиеся не полностью вещи.
Арно Царт - вымышленный мною эстонский поэт, помешавшийся на любви к женщине-оборотню (о которой он прочитал у китайского писателя Пу-сун-лина) и сочиняющий (это уже игра в игре) стихи от ее имени. Некоторую реальность существованию этого поэта придавало то, что мой покойный друг Юрий Латышев согласился выдавать себя за него и читать его стихи как свои. Но в отличие от Черубины де Габриак Юра вообще не писал стихов, держался же в этом образе очень правдоподобно, "романтично" и "поэтически". Он был высокий, чуть медвежеватый и носил в образе Царта блондинистый парик.
Имя я позаимствовала у немецкого поэта Арно Хольца, экспрессиониста, чья статья о переменчивости ритма в пределах одного стихотворения повлияла на меня когда-то. А фамилию отсекла у Мо-царта. Поскольку поэт - потомок немецких баронов, он имеет право на эту неэстонскую фамилию.
"Лестница с дырявыми площадками" - дневник души, где душевная жизнь понимается как восхождение на гору (лестница - идеограмма горы). Приходится то взбираться, то падать, то перепрыгивать через пропасти, а то и перелетать - через бездны. В сущности душа здесь тоже рассматривается со стороны, жизнь на горе - это тоже имагинация, поэтому она и включена в этот сборник, принцип составления которого - многоликость.
В книгу включена еще маленькая мистерия о Моисее и его смерти, где автор стоит в стороне, за кулисами.
|