1
В начале двадцатых годов маленькая ученая экспедиция, теряя людей и животных, пробиралась по горным тропам к Лхасе. Туда почти никогда не пускали европейцев. Но Гомбоджаб Чибиков, глава этой миссии, имел при себе официальные бумаги из Москвы и еще тайные из Петербурга и потому надеялся, что их пустят. Но все получилось еще легче, чем он думал. Двое лам в остроконечных шляпах, едва взглянув в лицо Чибикову, тут же открыли дорогу в священный город.
Ламы и дальше расступались перед ним, как Чермное море, хотя их море было шафрановое. Чибиков склонил голову перед Далай-ламой, и тот возложил три пальца ему на главу. Далай-лама ожег Чибикова всей страшной живой глубиной своих глаз и передал ему послание одному лицу в Петербурге и подарки властителям далекой-далекой земли, где, однако, выстроился подвластный ему храм. Чибиков хорошо знал Хамбо-ламу (настоятеля) этого храма Дорджиева и передал от него нижайший поклон.
Когда Чибиков со свитой спускался по ступеням отвесного дворца, к нему привязались двое надоедливых лам неизвестной степени посвящения. Они кружили вокруг него, возбужденно перешептываясь и поглядывая на его голову. Что-то считали на пальцах.
Когда караван был уже в пустыне, на горизонте возникли и уже не исчезали два всадника. За Уралом на маленькой станции Чибиков вышел из поезда подышать и увидел, как вдоль вагона шмыгнули две фигуры в желтых халатах. Это были те самые ламы с лестницы.
Душной вагонной ночью Чибиков спал, прижавшись лицом к свернутому пальто, как вдруг проснулся от легкого поглаживания по затылку. Снится, наверно, подумал он. Но когда оглянулся, увидел исчезающую в дверях быструю тень. Померещилось, верно.
В Петербурге Чибиков передал все послания, побывал в храме в Старой деревне, поговорил с Хамбо-ламой и принялся писать книгу о своих странствиях. Он торопился, ему стало казаться, что жизнь скоро кончится, хоть он и не был еще стар. Однажды ночью он подошел к окну и через узкий свой переулок увидел прижавшиеся к стеклу лица тех неотвязных лам. Все чаще стал он встречать их теперь: то в лавке, то у дверей библиотеки.
Случилось: в недобрых сумерках обезумевшая лошадь боком налетела на Чибикова. Он успел только подумать, что вот сейчас так просто, буднично, грубо лошадью все кончится. Никого не успел вспомнить и чаял уже с берега Фонтанки переселиться в один из десяти миров. Увидел на мгновенье золотой лик Будды. Но гнедая вдруг качнулась и захрипела. Человек в коричневом халате повис на ее взмыленной шее. И скрылся. Народ кругом хвалил расторопного татарина. А жизнь пошла по-старому. Чибиков сочинял отчеты и доклады, но вдруг стал чахнуть и умер внезапно. Тело оставили лежать на большом столе посреди комнаты. Когда утром пришли за ним головы не было. Все терялись в догадках, кому она, бедная, понадобилась, так и похоронили без нее.
Но не пропала голова, а таинственно совершила в узелке обратный длинный путь в Тибет. Ей повезло: она стала священной чашей габалой. В праздники лама брал ее, окованную серебром, в руки, пел заклинания и брызгал из нее кровью в костер.
Петербургский Хамбо-лама Агван Дорджиев знал эту тайну. Однажды общий их с Чибиковым друг пожалел в разговоре пропавшую голову. «Что ты, ответил Дорджиев, у него же была габала. Это признак такой избранности. Это редкость и счастье».
Он рассказал: габала это особая форма черепа, одна на миллион. У нее много признаков. Две макушки, например, незаросший родничок, и много еще невидимых глазу, как знак «вачир» на темени. Распознать ее носителя при жизни могут только особые ламы, обучающиеся этому много лет. И когда найдут такого человека, то уже не отпустят его, ходят за ним до смерти. А потом крадут ее, и она служит Богу. Душе от этого блаженное перерождение.
2
Завиваясь в веревочку, вкось окна шел снег. Но тротуар был черен. В окнах напротив мелькали тени, девушка склонилась над шитьем. Иногда она сидит так до утра. В смутном небе таилась Полярная звезда, но я подняла глаза на нее, я знаю, где она всегда ровно посередине окна моей комнаты. Вдруг загудел звонок.
За дверью стоял Витя (длинный юноша, молодой поэт) в светлой женской шубке и плакал.
Что с вами?
Он рассказал, что у него случился припадок на улице, он упал. Мимо проезжали новые русские на «мерседесе». Оттуда вышла женщина и укрыла его шубкой, они уехали. Он полежал, а потом какая-то сила перенесла его к моему дому.
Он сидел в моей комнате напротив икон и по-птичьи пугливо озирался. И впрямь вдруг сухо щелкнуло что-то рядом. Витя уже не плакал, а смотрел куда-то мне за спину. В шубке и платочке, повязанном по-пиратски, он глядел девушкой из терема. (Он никогда не снимал платочка, один только раз он пришел без него, и я подумала в первый момент, что он постригся.)
У вас за спиной ходят, вдруг сказал он спокойно. Кто?
Я обернулась и ничего не увидела, только озноб пробежал по затылку да что-то скрипнуло громко за плечом.
Витя ровным голосом продолжал: они ходят навстречу друг другу у вас за спиной.
Да кто? спрашивала я, как слепая.
Монголы. Они в синих халатах, и в руках у них сабли. Лицо его побелело, а глаза позолотились. Будто сторожат.
Чего ж меня сторожить? Монголам?
С некоторым ужасом я вспомнила о Чибиковых сторожах. Вскоре Витя ушел.
Да, впрямь, у меня две макушки и незаросший родничок, но это еще далеко не все, что требуется для габалы. При жизни ненужная худшая часть ее (подставка ееная) должна иметь три свойства: 1) абсолютную невинность, 2) умереть ненасильственной смертью, 3) не убить ни единого животного. Второе и третье не перевесят первого, я могу быть спокойна за свою голову.
Не выслеживают ее невидимые стражи, не закуют мою черепушку в серебро, не нальют темный чай или кровь с вином в бывшее мысленное пространство, не будут брызгать из дома вдохновения и жалости в трещащий костер и на бездыханные жертвы.
Прошел почти год. Снова Витя, теперь уже здоровый и спокойный, сидел на том же месте. Но вдруг, прочтя мне новое стихотворение, взглянул опять мне за спину и так же ровно, как тогда, сказал:
Опять ходят. Другие.
И, резко откинувшись, внезапно упал вместе со стулом назад наотмашь, головой об пол. И потерял сознание. Несколько секунд он лежал бездыханный боком у книжной полки.
Я стала собирать рассыпавшиеся книги, не зная в растерянности как приводить его в чувство. Вдруг у него припадок? Но нет. Он быстро пришел в себя, быстро сел на свое место. И очень трезво рассказал, что увидел на этот раз ангелов в темных одеждах со свечами. Они шли медленно, как те монголы, навстречу друг другу. Когда они сошлись у портрета Цветаевой в книжном шкафу, то свечи будто вспыхнули, портрет осветился, и дальше он не помнит.
Что-то беспокойно у вас. Вы берегитесь.
Через два дня на Измайловском проспекте меня сбила машина. Когда я летела вверх, падая на рельсы, время как будто заключилось в чечевицу, в мандорлу, как изображают на иконах, в своего рода родильный мешок. Там оно еле тянулось, и я долго думала, что вот сейчас будет удар, а потом новое. О Боге я вспомнила перед ударом, но все осталось по-старому.
Когда я сидела на рельсах, прижимая руки к окровавленной голове и думая, что я умираю, мимо прошел человек, похожий на татарина, и, поглядев мне в глаза, отрицательно покачал головой.
Номер машины, сбившей меня, оказался 6336. На пространстве четырех цифр нагляднее не изобразишь Антихристово число.
Что до меня Антихристу? думала я уже дома, насколько могла еще думать. Вдруг с полки слетел листок, это было мое стихотворение «Предвещание Люциферу». Так все сошлось как не бывает, как не до́лжно. Это стихотворение, мне казалось, должно было скорее льстить Проклятому, поскольку там развивалась моя старая (и не только моя, но и Оригенова) идея о спасении всех существ в конце концов (в самом конце концов) даже и Враг человечества спасется. Но прежде должен, говорится в стихотворении, пролезть через ледяной зеленый крест. Мысли мои мешались. Насильственной смертью я не умерла, животных не убивала, и кто знает, может, я и невинна. Жалкое уличное происшествие превратилось в моей больной голове в битву Люцифера и страшных монголов. Они будто отнимали друг у друга мою габалу, как нищие чашку с подаянием.
9 декабря 1996
|