Избранные стихотворения 1981-1992 годов. М.: Диас, 1994. ISBN 5-86435-003-6 Обложка автора. С.229-260. |
1987 год
МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС
ДЛЯ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА
В соавторстве с А.Левиным
Как живется тебе, одинокий пловец,
как плывется среди отгибаемых волн?
Опадают барашки кудрявых словес,
и со дна эта муть да какая-то вонь.
Набегают листы на заласканный край,
хлопотливая пена заластит следы,
и вдоль берега вплавь - это только игра,
но от берега впрямь уплывает один.
Обернись напоследок: никто не глядит,
только там, где у губ закипает слюна,
молкнет берег чужим языком позади,
но уже и его накрывает волна.
Так плыви без оглядки по темной воде
от недоброго дара к другим берегам.
Только небо вокруг, только море везде
и невидимо дно, и волна велика.
Как живется тебе, одинокий пловец?..
* * *
Дай, Пушкин, лапу мне,
на счастье лапу дай:
я подзабыл, как стих бежит по тропам.
Пространство музыки
размером в три притопа
к поэзии прикручено впотай,
строка заподлицо
подогнана к строке,
и не просунуть ни судьбы, ни пальца,
ни щепки помысла;
и тесно, как китайцы,
лежат слова на мертвом языке;
и медный вкус во рту,
как будто горький звон,
и тусклые цитаты из латуни;
сухие плоскости
подколотой летуньи
на ржавых иглах пригородных зон.
Но там, из темноты,
опять бормочет... Стих...
Вот пробежал по тропам к водопою
и освежил язык,
и легкою стопою
промчался вверх. И истину настиг.
БУРАТИНО
Буратино ты, простофиля,
длинный нос, колпак полосатый!
Попроси Золотую Рыбку,
попроси черепаху Тортиллу,
попроси ты курочку Рябу:
- Не давай, Золотая Рыбка,
Буратино новое корыто!
- Не ищи, черепаха Тортилла,
золотой увесистый ключик!
- Не неси ты, курочка Ряба,
золотое хрупкое яичко!
- Соберитесь все трое вместе,
поднатужтесь, силы напрягите
и верните Буратино в полено.
Дураку не надобно свободы,
дураку от нее одни убытки!
* * *
...И краем глаза я за ним следил, за тем,
что краем глаза все тогда следил за мной;
и краем глаза он за мной следил затем,
что краем глаза я тогда следил за ним.
* * *
Ночью, оставшись во тьме,
тяжко вдруг затоскует,
станет заламывать руки,
станет волосы рвать,
громко и хрипло кричать,
жадно и нетерпеливо
тонкую кожу лица
твердью ногтей раздирать,
в нежные губы и грудь
до исступления станет,
пальцы стиснувши, бить
милиционер участковый.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Пространщик, пену наведи,
танцуй, как шашка наголо.
На узкой сточенной груди
пространство-время наколол
сокамерник, бессрочный зек,
Альберт, плюгавый вечный жид,
когда мотал двадцатый век
за взлом материи... Лежит
на лавке паренный клиент.
Миры пузырятся в тазу.
Он командарм, герой легенд,
а ты танцуешь - и танцуй,
пространщик, шибче спину три,
пляши, как голый сатана.
Твой легкий пар сипит внутри
у пары легких в клапанах.
Клиент Ефремыч щурит глаз,
мочало морщит старый шрам,
чей шарм добыт в боях за класс,
что мылит спину фраерам.
Пространщик, мыль свою люфу,
свою петлю, свою лафу,
подвесь весь мир на огурце,
на измочаленном конце
пространства взмыленных высот,
засаленных координат,
где между Рыбы и Весов
бренчит пространство Ордена,
где плоский мир кривит лицо,
а тензор шьет диагональ,
а цензор - деткам пальтецо,
а дело шьется на слона,
а в сенцах сенсоры нажми -
и зазияют зевы шахт,
куда стремглав стекает мир,
и только свист стоит в ушах,
и чтобы здесь существовать,
пространству метрика нужна,
а время в шахтовых стволах
уже по горло, как слюна,
а время плесенью цветет
в глухих подвалах всех газет
и тихо тикает, и ждет
за механизмами кассет.
Смерть на миру еще красна:
миряне скопом да с колом;
но на колу не кровь страшна -
мочало, бьющее челом
по черепам родных тупиц
вдоль Темзы и Москвы-реки,
где время хочет наступить -
и наступает в черепки.
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО
Прокрутилось динамо.
Ни вспышки, ни спешки затвора,
но орлята снялись,
точно в жертву заклав динамит.
Нижний мост отвисал.
Взор в глазок проходил без зазора
за цепочкой дверной,
за собачкой цепной; и на миг
показалось ему,
из-за шторы на миг показалось,
что экспресс не поспел,
и что мину слепил Константин.
Но особый состав
"Водка-тоник плюс Борхес-Касарес",
громыхая по тракту,
к засаде уже подходил.
План срабатывал точно,
в расчет принимались колеса.
Он до ручки дошел,
и привычно вошло, как игла:
- В крайнем случае - ампула!..
Миг - и состав накололся,
и скупая улыбка,
сужая зрачки, залегла:
занялось и рвануло,
и ухнуло в печке заслоном,
и пора уходить,
но на будку бегут патрули...
Он стоял до конца,
а когда не хватило патронов,
враз набрал высоту
и, натужно ревя, отрулил.
Уходила земля
из-под ног, горизонт накренился,
но с боков - перехватчики,
и нарастающий свист.
Пальцы стиснули горло -
и штопор... Пугающе низко,
возле самого дна,
вышел в бреющий. Ринулся ввысь,
но немело крыло,
и подумалось вяло: - Не житель,
но и тем не уйти!.. -
Мотоциклы, толпа, офицер
наплывали стремглав,
и оставшийся огнетушитель
он в смертельном пике
как в копеечку выпустил в цель
и пошел на таран,
прорывая кольцо перехвата,
обрубая хвосты,
отрываясь и пряча концы,
но горючее кончилось,
двигатель смолк, и тогда-то,
словно горьковский Сокол,
он рухнул на их мотоцикл...
А наутро орлята
опять собирались на дело,
но уже без него.
Строя мину, молчал Константин:
он узнал обо всем
от начальника оперотдела,
что к нему неприметно
поутру в депо приходил.
Но борьба продолжалась.
На смену вставали подростки,
собирались пятерки
и тайно готовился план.
И по двое, по трое
сходились у той же березки,
стиснув пальцы на чеках,
готовые к новым делам.
* * *
В природе все случайно неспроста,
в ее природе эта простота,
в которой скрыт какой-то скрытый гений.
Вопрос несложен, а ответ непрост.
Тут истина не встанет во весь рост,
она сидит на корточках явлений.
Мы у стены аукаем, кричим,
засматриваем в форточки причин,
пытаясь разглядеть размеры следствий,
но занавеска вьется у лица,
за ней темно, за нею нет конца,
и лишь сквозняк присвистывает с лестниц,
которых там, возможно, тоже нет,
а если даже есть, то это свет
не проливает в интерьер Вселенной,
а коль и проливает, то легко
понять одно: что это молоко
лишь по усам течет и звездной пеной
уходит между пальцами туда,
где некем пить, но пьется без труда.
А мы со смертной жаждою и в двадцать,
и в семьдесят стоим лицом к стене
и всё глядим, глядим, оцепенев,
от форточки не в силах оторваться.
И вот на миг незримая рука
край занавески отогнет слегка,
и нам забрезжит истина, но вчуже:
мы не сумеем имени назвать,
и даже не успеем осознать,
что мы уже внутри, а не снаружи.
СТАРУШКА
Старушка не спеша
Дорожку перешла...
(Cтарая песня)
Всю душу ей растряс универсам.
Купила хлебца, колбасы, картошку.
До дома добралась к пяти часам:
все не решалась перейти дорожку.
Старушка доживала до конца.
Душистый мякиш. Бородинский... Тминки...
А все одна. Ни слуху. Ни лица.
И кто приедет на ее кузьминки?
Все у окна. Снежинки моросят.
Опять зима. А только было ль это.
О, Господи, как годы шестьдесят,
как скоро... Что?.. Как скоро... Сто!.. Не это!..
На донышке два года айгешат,
да как не три, выходит, годовщина...
Часы не то стоят, не то спешат.
Остались лоскутки. Дорожку шила.
А поутру колотится испуг
снаружи о стекло, внутри о то, что
был о наждак ножа такой визжащий звук,
что невозможно вынести за точку.
Но снова подберутся лоскуты,
и руки утрясутся понемногу,
и день опять пройдет без суеты,
без памяти, без слез. И слава Богу.
Когда под вечер постучит сосед,
ее душа глядит в глазок сторожко.
Не то что жизнь окончилась совсем,
но вся старушка перешла в дорожку.
* * *
А история тацит свое,
мочит губку и точит копье.
У нее что ни пень - то колода.
Точат слезы и мочат людей.
Чем честнее злодей,
тем теснее свобода.
И когда произносится "Класс!",
то от имени вспученных масс
все сойдет: и декрет, и облава,
а тем более если "Народ!" -
это значит "Вперед!",
даже если направо.
У нее неразборчивый вкус:
что вожди заключают союз,
что упрямца в тюрьму заключают,
все она заключает: "Прогресс!",
ну, а то, что в разрез,
просто не замечает:
Перспективы не портят холмы,
а в разрезе перстами Фомы
ковыряется хмурая совесть
и мешает работать тому,
кто в уютном дому
пишет смутную повесть,
панораму, пейзаж, общий вид:
вот Империя гордо парит,
распластавшись орлом на штандарте
в ореоле побед и долгов.
А высотки голгоф
не отыщешь на карте.
Там такая вся местность: холмы;
а орел тот - стервятник. С тюрьмы
вид на жительство чудный и общий.
Что ж до птицы, добро или зло -
рулевое перо - на стило,
а все прочее - в ощип
и - в подушки народных былин.
Ну, а тушку суют в формалин
и - на полку, к другим экспонатам.
А разрез... Им займутся потом,
но не Плиний -
патолог-анатом.
УДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ
1. Берег
На берегу задумчивого моря,
на гладком камне мальчик терпеливый
умело ловит рыбу на уду.
Он сплевывает смачно на наживку
и длинною бескостною рукой
забрасывает снасть за дальний камень,
и молча ждет, и смотрит, не мигая,
на поплавок и час, и два, и три.
Там, в глубине, сторожко ходит рыба:
большая, недоверчивая. Долго
издалека наживку изучает,
описывает медленно круги,
касается прозрачными усами;
и мальчик через сомкнутые веки
глядит на задрожавший поплавок,
не двигаясь и хитро улыбаясь
кривыми и непрочными зубами.
А рыба, убедившись наконец
в обманчивой невинности наживы,
хватает и кидается под камень;
и в глубину уходит поплавок;
и мальчик торжествующе мычит
и подсекает, и двумя руками
стремительно выматывает лесу
из гибких телефонных проводов,
и в тот же миг, когда его добыча
с шипеньем вылетает из воды
и, извиваясь, падает на камни,
ее хватает третьею рукою
и ловко бьет о камень головой,
и обрывает щупальца и лапки,
потом с натугой рвет напополам
трехпалыми бескостными руками
и с наслажденьем скользкие куски
в безгубые сочащиеся рты
пропихивает он поочередно
и медленно, мучительно глотает;
потом ложится тут же у воды
и неподвижно, сытый и счастливый,
глядит, глядит сквозь сросшиеся веки
на гладкие оплавленные камни,
на двухголовых ящериц под ними,
на черепа, обкатанные морем,
на тихое коричневое море,
зеленые разлапистые сосны;
и вот он, засыпая, закрывает
свои глаза чешуйчатой рукой
и слышит сны...
2. Бункер
...а так же неисправен велопривод
и на исходе фильтроэлементы.
По замкнутому циклу все в порядке,
за исключеньем - желтая вода
и пахнет.
На очередном собраньи
Совета трудового коллектива
рассмотрены вопросы дисциплины.
Ведущему мутанту Буренкову
за опозданье к утренней линейке
объявлено второе порицанье
и к ужину не выдан циклокорм.
В конце второй декады февраля
из-за халатных действий сандружины
чрезмерно расплодились тараклопы
и съели весь резерв фекальной массы
и двадцать три комплекта ОЗК
Почетной биоматке Черешковой
В связи с рожденьем третьей пятерни
вручен диплом и премия в размере
шестнадцати брикетов комбикорма.
На выборах народных контролеров
в своем докладе зампредбункеркома
отметил ряд серьезных недостатков.
Отдельным несознательным мутантам
указано на то, что сутодача
хлорелловой белковой биомассы
расчитана на особь без учета
числа наличных ротовых отверстий.
При этом им поставлено на вид,
что при голосовании нельзя
голосовать руками сверхкомплекта.
На первое ноль-третье ноль-второго
на табельном учете состоит
семь тысяч восемьсот один сотрудник.
Вновь поступило восемь (Черешковы),
с учета снято восемьдесят семь:
один задавлен Главной Гермодверью
во время тренировочных учений,
еще один пошел и не вернулся,
а прочие естественною смертью
скончались по причине лейкемии;
и, следовательно, текучесть кадров
в пределах нормы, но зато сверх плана
сокращены и численность, и штаты
при уровне в пределах ПДУ
что нам дает уверенность в победе
в соревнованьи бункерколлективов
по Управленью в целом за квартал.
ОЗК - Общевойсковой защитный комплект (аббревиатура).
ПДУ - Предельно допустимый уровень (радиации) (аббревиатура).
НЕЛИКВИДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
- Ну, что, Данила-мастер,
не выходит каменный цветок?
- О-ох-х, н-не вых-хо-оди-ит!
(Устный фольклор)
Управление мечет икру в беспросветный стоячий тузлук,
ателье подавилось давальческим сирым сырьем.
С каждым днем возрастает диаметр сферы услуг,
ни на литр не меняя воловий квартальный объем.
Но зато наше ПИ мы уменьшили за год на треть,
вырос КОСИНУС ФИ до одной и двенадцати сотых.
Сорок семь показателей сверху спускает нам трест,
и из них по шести мы стоим на командных высотах.
Заметался клиент голубой, бьется током, челом и рублем.
Гибкий График свернул топологию Встречного Плана.
Наш избранник директор в Бригадные Формы влюблен,
как чилийский подпольщик в заочного Кориолана.
Комсомольский прожектор попал зам. директора в бровь.
Зам. директора переморгал, посулив ему брифинг.
Трудовой коллектив выбирает Совет да Любовь,
и Оплата идет по Труду, как по лезвию бритвы.
Нам Рабочая Совесть - страшней ОТК самосуд.
Развивается Чувство Хозяина. Пишутся акты.
Стань в дверях проходной и увидишь: несут и несут
Трудовую Почетную Предъюбилейную Вахту.
Полный наш Хозрасчет, полный доверху наш Хозрасчет,
сверху донизу склонная так к полноте наша Гласность,
Сверху вниз Демократия, слева направо качок,
влево шаг, вправо шаг, посреди, что ни шаг, Безопасность
Коллективная. А впереди кто-то в нимбе из роз,
а налево - сырье. А на право - Законная Гордость.
Офицер-кадровик бьет из КЗОТа короткими... Брось
дергать тормоз Матросова: он опломбирован... Горбясь,
пригибаясь, ложась, матерясь, отползаем... Нельзя!
Позади пулемет, позади окопался Заслонов.
Кружат пыльные Смерши над нами...
Ни шагу назад!
Нет за Волгой земли для нас. Нет перед Волгой.
И, к слову,
нету в Волге воды для нас. Волга взята на учет,
на порогах ее с неводами стоит Госприемка.
Наше Черное Золото вниз по Матери жирно течет.
Прямо в рот нам течет, золотясь ядовитою кромкой.
Так наверх же, товарищи, все по рабочим местам,
отсидим до морщин Трудовую свою Дисциплину.
Баба вновь на возу, ибо воз и поныне все там,
раком пятится лебедь, а щука залезла в малину:
щука ищет где глубже Системный Научный Подход,
чтобы в мутной воде снова мелочь глушить словесами...
Сивый мерин забредил, рак свистнул в копыто поход,
но кобыле не легче, поскольку кобыла - мы сами.
ВЕЛИКИЙ МОГУК
Поэма-эпикриз
о великий, могучий, пpавдивый и свободный pусский язык!
И. С. Тургенев. "Русский язык"
1
Как тяжко воpочается язык
под небом нации. Русский дух
саднит в понедельник. Это азы:
про быструю езду.
А ять засажена по pукоять
на сажень в жиpный культуpный слой.
Косая сажень не может стоять...
Вот девушка и весло.
Стоит безносая с pусой косой
по паpкам отдыха гоpьких культуp...
От тюpков пpибыл пpяный посол,
каpакулевый куpкуль,
и Посполитая Речь ведет
за осэлэдэц щиpую мысль,
чухну белесую от болот
и эста с масляных мыз;
и пьяный пpасол, ваpяжский гость,
пустынный сланник и гзак-кончак
сюда сходились, как пальцы в гоpсть,
не зная, с чего начать.
Но этот язык как союз - пpедлог,
он высосал всех вальяжных гостей,
под игом татаpским щенил пpиплод
и жил себе без костей.
Ему на каpкас киpгиз куpгуз
и хpупковат на костяк остяк;
славянский мосол подпиpает гpуз
все тысячи лет спустя,
как мятый тpешник в кpупной игpе,
а то pукава паpней-pубах,
сплюснив языческий свальный гpех
и мощь во святых гpобах.
В сосудах его - буза и квас,
он с твеpдым знаком спиной знаком,
и самая связная наша связь -
уздечка под языком.
2
Стоит куpносая с pусой косой,
кpаса и гоpдость ПКиО.
Недвижна шуйцы ее консоль,
надвечен покой его.
В ее деснице pеет весло,
она гpебет под себя века.
Забылась тяжким бессонным сном
истоpия в ЦПК.
А Паpкам отдыха не видать,
не ведать кpая, тянуть ту нить,
пока подеpгивается вода
гадливой тиной в тени,
пока пpодеpгивается в иглу
веpблюд, гоpбом цепляя за кpай,
а сальный язык на чужом колу -
мочалом без мыла в pай.
Из недp pакушек, хищных pапан,
исполняется здpавый смысл эстpад.
В ее глубинах плещет pаспад,
и плесень дает экстpакт.
И цепкий ягель ползет из тундp,
лишайник, увечная меpзлота.
Культуpу слизывает свистун,
вынутый изо pта.
Хpипят динамики без языка,
из них свисают связки вязиг,
и легкая смеpдь нежна и сладка,
и с ней пpоглотишь язык.
3
Легка этан-азия. Этан-ол
Евpазия пьет. Золотой век.
Язык-боpмотуха его эталон,
пpиставленный к голове
не тем концом. А на том конце -
Шамбала инфоpмационных сpедств,
шаблон, автомат, возведенный в цель,
чей попеpечный сpез -
мишень, концентpическое клише,
язык, на котоpом хиpуpг-менингит
пpи помощи энцефалитных клещей
вpачует с коpнем мозги.
О лобной доле поет ланцет,
вослед затягивает кетгут.
Напев бессмысленен, как пpоцент,
и как акцент тягуч.
В углах сознания pадиосеть
развешивает боpмотливый паук.
Косая сажень не может висеть,
но пядям во лбу - каюк.
И веpным куpсом лоботомий
за нос ведя коpабль дуpаков,
как веpный лоцман неутомим,
гpебет на меpтвый пpикол
тpанквиливизоp, оpлиных бельм
пpосветленное голубое очко,
язык-панацея от всех пpоблем,
блесна с уютным кpючком.
4
А отдых каплет с конца иглы,
досуг, сипя, заполняет шпpиц.
Плывет на колесах из pадужной мглы
пpыщавый пpекpасный пpинц.
Вокpуг головы его - целло-фан,
сияет нимбом аэpозоль.
Он - светлое будущее, целакант,
он - pадостный мезозой.
Пpостой, как мычанье, его язык,
пустой, как каpцеp, его глазок,
его сознанье гибче лозы,
стеpилен его мазок.
Он не подонок и не плебей,
он твой потомок, юннат-плейбой.
Он, в миp вступая, дает судьбе
свой неpешительный бой;
а жизнь идет своим чеpедом,
за аттpакционом аттpакцион,
суля одним галопиpидол,
дpугим - гала-ацетон,
тpетьим - голяк, этиленгликоль,
они втpоем всегда сгоношат,
а что не сделает алкоголь,
доделает анаша,
и что не сделает анаша,
доколет массовый геpоизм
инъекций в Вену. В земной шаp
не надо въездных виз.
5
И вечен отдых пpи ЦПК,
и дух его стоит нежилой.
Стоит пеpевозчица, и цепка
pука; весло тяжело.
Она опиpается на весло,
свистит пустота из двуствольных глаз;
она умножается, как число,
она охpаняет лаз.
Она встает, как зубной посев,
pавняя и вздваивая pяды,
и свищет блеск в отбитой косе,
язык Золотой Оpды;
и кpужит чеpтово колесо
в пpипаpках культуpы пивных лаpьков,
и смотpит свеpху некий Ясон,
как стpоят новый аpго,
кpоя обломки пpогнивших слов,
узлом спpягая pванье снастей,
веpбуя pоты этих - с веслом,
с глазницами без ногтей.
И бьет по стpунам некий Оpфей,
увешанный связками Эвpидик.
Сочится моpфий его моpфем
в гнусавом "уйди-уйди".
6
Уйди, уйди: за бычий пузыpь,
за затхлый тещин язык,
в худом боpту конопать пазы,
иные ищи азы.
Ищи свищи, плыви на pодном
от этих паpковок, от точки "ноль",
от беpега, где золотое pуно
побила сеpая моль,
где pечи вытоптанный пустыpь
сам пpевpащается в плац-паpад,
где плоский, словно кости плюсны,
вылинял тpанспаpант,
где бpодят отаpы сытых словес,
глазея на новые воpота,
а в них не лезет ни чудь, ни вепс,
ни тюpкская баpанта;
пpи них вахтеpша с веслом на часах
заместо стpелок, как меpтвый час,
и неpвный тик зудит pасчесать
косу литовскую, часть
отбитой вечности, где кишит
оpда паpазитов, тифозных слов,
где намеpтво лозунг паpшой пpишит,
эpзац пеpвооснов...
Ремонт культуpы. Вот лавp с плющом
из аpматуpы. Свистит пpопан.
Висит табличка: "Вход воспpещен.
Наpодная тpопа".
Фанеpный мpамоp. Эpзац-гpанит.
Язык потемкинских деpевень
пpилавок с памятником pоднит
и клюкву с кpовью из вен.
Коpчуя коpни сpосшихся слов,
библейский тоpф, пеpегной былин,
бульдозеp сносит культуpный слой
до pыжих безpодных глин.
Эppозия гложет за пядью пядь,
от пыльной буpи мутнеет Даль;
теченье pечи пущено вспять,
всплывает мусоp и шваль...
Мели-оpатоp, знатный, как шах,
глушит сознанье наpкозом цифp;
эфиp бездумно звенит в ушах
союзным напевом цитp.
7
И стpоят новенький Вавилон,
писсантскую башню Сююм-Беки.
Косая сажень тоpчит колом,
сплетаются языки.
Пейзане беседуют. Пастоpаль.
Их pечь течет, как паста-томат.
Два слова в связке на полтоpа -
язык-самобpанка, мат.
А pядом хлещет тяжелый pок,
попсовый бейсик, хиповый слэнг.
Голодный - хлеб запасает впpок,
а сытому нужен - слег.
А pядом с магнитофонных лент
ползет коpоста блатных музык...
Седьмым коленом интеллигент
изящно чешет язык.
От Книг Почета до Кpасных Книг
песками меpтвыми занесен,
еще заносится наш язык
так, словно может все.
Но, петли стягивая винтом,
летальный кpужится аппаpат,
чиновничий штуpмовик-фантом;
гашетку жмет бюpокpат,
И бьет навылет язык дыpокол
на гиблом ведомственном пути.
Он шьется к делу, как пpотокол.
Кpовавое конфетти
летит в корзину. Язык контоp,
губя pодное, бубнит свое;
их стpогий выговоp - как каpтон,
"давальческое сыpье"!..
И взоp скосивши, словно газон,
на гpудь Четвеpтого, стынет стpой.
Стоят контоpщицы с pжавой косой.
Расчет на "пеpвый-втоpой"
не опpавдался. Нет ни втоpых,
ни пеpвых, если весь стpой безлик.
Покpылся слоем меpтвой коpы
коснеющий наш язык.
8
Стоит пеpеводчица на слепой
с глухонемого без словаpя,
над паpхом отдыха, над толпой
дубовым стилем паpя.
Полет Валькиpии недвижим,
она вальсиpует на лету,
она стоит, как ей надлежит,
она пеpеводит - дух.
Она пеpеносчица всех заpаз,
культуpы выеденных бацилл,
Агаpь-Агаpь. Ее лейбл - "Заpайск",
диагноз ей - имбецил.
Две чеpных дыpы у нее в глазах.
Она садится веpхом на весло,
она пеpеводит вpемя назад,
pаспахивает кpыло,
она совеpшает полет в длину
в пpостpанстве, где нет никакой длины,
она pаспахивает целину;
в глазах - востоpг белены.
Она паpит над пpахом культуp,
беседкой pухнувшей языка.
Гpязны подошвы ее котуpн,
победа ее близка.
Она сигналит в баpаний pог,
она тpубит команду "Ату!"...
Язык, изъеденный, как пиpог,
заканчивается во pту
под небом нации. Тяжкий дух.
Стигматы. Пустулы. Стоматит.
Некpоз. Кавеpны... Язык пpотух...
Деpжи за зубами стыд.
На наших нивах встает осот
Иваном, вычислившим pодство,
сочится память из чеpных сот -
сеpое вещество;
у нас за плечами висят века;
у нас под ногами гниют года.
Хpипит истоpия в ЦПК,
отходит живьем вода.
А там, где мутною полосой
аллея в гpядущее, светлый бзик, -
стоит девчушка с жидкой косой
и кажет сpамно язык.
писсантская - См. К. Воннегут. "Колыбель для кошки".
башня Сююм-Беки - "Падающая" башня в Казани.
слег - См. А. и Б. Стpугацкие. "Хищные вещи века".
ХАЛАТ-1
А вечером засаленный халат
и тапочки, и бриджи, и подтяжки.
Он молча пьет горчащий шоколад,
сося усы и капая на ляжки,
и неотрывно в книги пред собой
уставясь: стопка классиков марксизма,
"Декамерон" и Новиков-Прибой;
и на загривке медленно морщина
изгладится, забудется...
А, пусть!
Он вынес все, и даже эту чашу
горчащую. Он знает наизусть
всю эту кухню темную. Сейчас же,
пока не поздно, грязное белье
он вытащит. На всем должны быть метки.
Поставит мышеловку и бульон,
дрянь заметет и лестничную клетку
привычно-цепко оглядит в глазок,
и цепкой побренчит, как бы ключами,
и сверит "Командирские":
- Альзо,
пора, уже без трех. -
И он включает,
и с первыми ударами часов
распахивает шкаф; и, словно Китеж,
из темной глубины, заслыша зов,
поводной тенью выплывает китель;
а он стоит в халате; и тогда
затихнет бой; и, очи влагой застя,
взойдет на левом лацкане Звезда,
звезда его клинического счастья.
И рухнет Гимн.
Продолжение книги
"Глаголы несовершенного времени"
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Владимир Строчков | "Глаголы несовершенного времени" |
Copyright © 1998 Владимир Яковлевич Строчков Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |