Проект для "Нового мира"
Тут недавно мне одна продвинутая славистка жаловалась, что с большим трудом смогла отыскать в Москве нужные ей номера "Нового мира", что из последних. Нет, типа, такого места в столице, где простой читатель мог бы легко, без особого напряга, свежую журнальную книжицу раздобыть.
Именно что "простой читатель", а не завзятый интеллектуал, знающий про грибницу литературных лавочек и салончиков, в которых время от времени свежие журнальные книжки выкладываются. Может быть, и не совсем к месту, потому что во всех этих "Маргинумах" публика подбирается весьма специфическая и много чего там просто пылится.
Вот и слависточке моей, если бы ново-умные друзья не посоветовали бы парочку таких точек, так она бы в свой родной Амстердам с пустыми руками бы уехала.
Это я к тому, что минимальные тиражи литературных ежемесячников дело рук самих утопающих. Ладно, Москва, тут действительно, при желании, можно и до редакции дойти (хотя не уверен, что кто-нибудь из "простых", из какой-нибудь технической интеллигенции сможет совместить в голове покупку журнала и поход к небожителям). А вот у нас, в Челябинске, такого места точно нет. Не в каждой библиотеке-то комплект сыщется, а про магазины я со всей ответственностью заявляю, нет у нас ни "Звезды" со "Знаменем", ни "Дружбы народов" с "Октябрем".
Когда-то они, конечно, в магазинах продавались. Но сколько ж с тех времен воды и привычек мирного времени утекло...
А представляете, сколько таких вот незамысловатых городков у нас по всей нашей России... Если бы в каждый город хотя бы по десятку экземпляров договориться распространять, как бы тираж сразу же заволновался бы и в гору попёр!
Ведь в чём главная сила и смысл толстого ежемесячника, который (не я утверждаю) явление сугубо российское и т.д.? В том, что литература единственный вид искусства (кроме, разумеется, ещё и ТВ), которое в провинции можно потреблять примерно на том же самом качественном уровне, что и в столицах. Потому что журналы везде одинаковые. И огромадные размеры земли нашей первейшее условие существования капиллярной сетки литературно-общественных ежемесячников. Которые, между прочим, столичный рынок молодым да бойким издательствам уже сдали без боя. Чем же еще прирастать, как не Уралом да Сибирью, Поволжьем да Дальним Востоком?
Возвращаясь очередной раз домой и почитывая на верхней полки фирменного скорого поезда (36 часов идёт, между прочим) последнего Б.Акунина, вот какой мыслью я подавился: ведь кто у нас основной читатель?
Ну, конечно, курортник (дачник) да пассажир поездов дальнего следования. Скажем, я, пока ехал, два романа средних размеров проглотил. И, глядя, как споро глухонемые продавцы раскидывают по купе пачки глянцевой нечисти, подумал: а затешись сюда парочка номеров "Знамени", неужто никто бы не взял?
Взяли бы, конечно. Ведь, они, глухонемые-то эти, как действуют: раскидывают молча по купе пачки печатной продукции, потом на некоторое время удаляются, чтобы человек бумажку в руки взял, а потом, через какое-то время, появляются вновь... Не хочешь, а на удочку попадёшь...
Только кто этим заниматься-то станет, региональные связи налаживать. Проще в кабинетах с высокими потолками о мнимой смерти толсто-журнального мира рассуждать, да к дядюшке Соросу на поклон хаживать.
С одной стороны, конечно, через интернет журналам смерти пока не выпадает, можно дух-то перевести, мол, пронесло, вроде... Да и с книжным рынком у нас пока (временно, небось) не очень.
Однако обратите внимание: именно сеть, побеждая время и пространство, работает на формирование единого информационного поля.
То есть делает ту самую работу, на которой взошли феномены литературных российских ежемесячников.
|