С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Август | |||
|
Лев Бакардин
ТОЧКА ПРИСУТСТВИЯ Владимир Гандельсман. Разрыв пространства. Журнал "Звезда", #5 (2000). Откроем первую страницу. Минуя название и подзаголовок (к ним мы еще успеем вернуться), перейдем к эпиграфу. "То, что поэт говорит о своей вещи, далеко не принадлежит к лучшему, что о ней можно сказать". Эффектное высказывание Юнга применимо, разумеется, лишь к тем нередким случаям в литературе, да и в устной речи, когда имеет место насильственая подмена жанра. Проза объясняет поэзию. Поэтический материал не выдерживает напора более тяжеловесной субстанции, и вся конструкция рушится. К счастью, есть другие примеры, и в нашем случае высказывание приобретает несколько кокетливый оттенок, ибо ни в коей мере не относится к тексту. Попеняем на это автору. А. не покидает ощущение предательства. Любая точка пространства-времени, в которой он оказывается с С., помнит о В., и делать вид, что вселенная одинока, тем самым возводя пребывание с подругой в разряд событий исключительных, не удается. Оттого и лица стареют. Условность имен здесь является категорией скорее эстетической, нежели нравственной, и пребывание персонажей в тексте оправдано не сюжетом, а движением внутри его. Лица не просто стареют, они неузнаваемы потому, что изначально лишены черт. Так геометрическая проекция лишь отдаленно напоминает оригинал и, не будучи самодостаточной, не существует сама по себе. Сюжетная траектория не обещает захватывающей кривизны, ее ограниченная стихийность подобна биению металлического шарика в детской игрушке-лабиринте: перемещаясь от одной стенки к другой, он хотя и достигнет в конце концов желанного выхода, но в любом случае останется наглухо запаянным в корпус. Важно, однако, другое: троекратно преломляясь в сознании (А В С), вектор памяти обнаруживает собственную нелинейность, воспринимаемую нами с каждой новой строкой как дополнительную степень свободы. Попытка осмысления темы "Разрыва пространства" не только не являлась задачей этой рецензии, но и выглядела бы по меньшей мере абсурдно (хотя бы по причине, изложенной в эпиграфе), но так как структура вещи напрямую продолжает тему и неотделима от нее, мы все же обязаны ее коснуться, и лучшее, что можно сделать в этой ситуации, дать слово автору. В этой немигающей, а тем более не подмигивающей точке декартовой системы координат, устранившись до себя в чистом виде, то есть не имея ни о себе ни малейшего представления: ни поэт, ни возлюбленный, ни муж, и т. д. никто, ни о мире (хорош, плох), можно ощутить то, что... только волевое усилие способно удержать эту точку, волевое усилие, длящее "я", не имеющее причинно-следственной связи с предыдущим мгновением (выпадение случайно и не необходимо; оно избыточно: мир в нем не нуждается) и не имеющее никаких оснований длиться. А дальше, на волне этого беспредметного усилия уцепиться некому и не за что, начинается свобода. Мир узнаваем, и любое слово только вспоминает свой предыдущий облик, а потому, будучи произнесено, оно в любом случае всего лишь названо. Опосредованность восприятия лишает его изначальной чистоты, собственной энергии смысла, осознание опыта становится синонимом несвободы. Даже набережная в городе Л. (я настаиваю на том, что город в произведении Л., а не П., потому что П., оборачиваясь в десятилетнюю давность, есть наша тоска по нему, что, в свою очередь, тоже опосредовано с помощью Мандельштама) напоминает об убийце Лермонтова, а февральский вечер "навсегда улучшен строкой Пастернака". Пространство вытоптано до первоначального состояния чухонского болота, метафора если и живет в нем, то за чужой счет. Внутренняя свобода увидеть облако, несущееся со скоростью, превышающей скорость мысли (мелькающие картины ее элементарные частицы, они почти невидимы, а скорость размывает их и без того ничтожную величину), увидеть облако и немедленно, доверившись значительности и уникальности мимолетного притяжения, последовать за ним. Это "следование за облаком" оборачивается в тексте головокружительным фейерверком стилистических пассажей, обладающих магией клеточного воздействия на читателя, и каждый раз отзываясь в нем единственной, но безошибочно узнаваемой болью прикосновения к слову, отмеченному печатью подлинности. Не абсурд распада, не расплывчатая эфемерность сумеречного сознания, нервная дрожь пера на листе бумаги, а длящаяся подробность восприятия мира, взрыв свободы, разрывающий пространство связанных понятий. Не в литературе, а в жизни, в раннем детстве, мы все бродим, томясь, вдоль этого полупрозрачного занавеса, и я бы хотел уловить в стихах последние мгновения перед его поднятием. До них слова еще нет, после уже написано, а здесь, в пред-рождении человека, еще мелькает, по своему недомыслию, абсолютная, последняя и прощальная чистота, и в то же время слово, переставая быть святым лепетом, вынужденно перенимает захватывающую грязь мира и культуры и потому может быть услышано и прочтено собратьями по несчастью. И если искать в прошлом сходный голос, то это, конечно, Мандельштам: Быть может прежде губ уже родился шепот Преодолевая привычные лингвистические каноны, произведение, прочитанное нами сегодня, совершает прорыв в новое пространство русской словесности, с чем мне и хочется поздравить его автора, Владимира Гандельсмана. |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2001 "Вавилон" |
|