2+
Новый проект Николая Винника
Дорогие друзья!
Приглашаю всех к участию в моем новом книжном проекте. Он будет очень маленький, очень интимный и очень камерный. Это будет сборник стихов про любовь. Проект, правда, несколько специфический, поэтому сначала небольшое предисловие.
Искусство, философия, религия много сотен и тысяч лет говорят нам о том, что любовь вещь самая ценная из всего, что мы знаем. Что это самый важный духовный опыт, который совершает с человеком и сообщает человеку самые важные вещи. Своего апогея эта идея достигла наверное в христианстве Б-г есть любовь. Добавить здесь явно нечего.
Причем как-то так хитро человек устроен, что опыт любви самый драматичный, неожиданный и убедительный дается нам прежде всего через реализацию нашей сексуальности. На тему, почему это так, можно было бы рассуждать очень долго и увлекательно взяв за основу подход теологический, философский, психологический или социальный, взяв себе в собеседники Фрейда, Маркса, Энгельса, Фуко, Фромма, Маркузе, Швейцера и Тейара де Шардена. Но меня в данный момент интересуют не философские концепции, а живой человеческий опыт.
Я думаю, никто не станет особенно спорить, если я скажу, что человеческая сексуальность, равно как и другие его потребности и проявления, реализуются не непосредственно, а через культуру, которая всему дает имена, все берет под свою опеку, поощряет, порицает и наделяет ценностью. Кто знает, какой была бы человеческая сексуальность, если бы не те культурные модели, которые транслируются через искусство, литературу, обычаи, или даже науку. Девочки и мальчики, обнаруживая в себе мощные природные инстинкты, пытаясь понять, что с ними происходит и что с этим делать, обнаруживают в текстах и воздухе обволакивающей их культуры не только готовый набор интерпретаций всего того, что может с ними случиться на любовном и сексуальном поприще, не только готовый набор поведенческих реакций. Культура всеми доступными средствами учит и воспитывает человека, как надо чувствовать.
Собственно, модель в общих чертах проста. Любовь одного мужчины к одной женщине и наоборот по возможности без измен и обязательно до гроба. И именно такая любовь стала для человечества (и ведь почти всего!) самой желанной, самой достойной, самой возвышенной. Идеальных образцов количество огромное. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Орфей и Эвридика, Отелло и Дездемона, Петрарка и Лаура, Антоний и Клеопатра, Руслан и Людмила, Парис и Елена, Соломон и Суламифь, Одиссей и Пенелопа, Гектор и Андромаха, Игорь и Ярославна, или, в крайнем случае, Верлен и Рембо. Неудивительно, что все девочки и мальчики стараются делать жизнь с Ромео и Джульетты.
Я не имею ничего против. Сам я, при всей моей широте взглядов, боюсь что именно из этих самых мальчиков-девочек. Но мне интересно почему? Как так получилось, что из всех возможностей, которые дала человеку природа, человек выбрал как главную, идеальную, возвышающую именно эту, а не, например, фри-лав? Или зачем человеку даны другие возможности и потребности? Только ли для того, чтобы их преодолевать и тем гордиться?
Мне интересно возможна ли какая-то другая антропология основанная не на традиционной модели "1+1", а на какой-то иной?
Я думаю, что у всех есть какой-нибудь опыт, связанный если не с реализацией, то хотя бы с угадыванием этой другой модели, возможности.
Например, любовные треугольники. Вспомните, ведь были мгновения, хотя бы даже очень короткие, когда третий воспринимался не как проблема, которую нужно как-то решить (хотя именно так заставляет нас реагировать традиционная культура), а как данность, как то, что следует принять как есть.
Близкий тебе человек влюбляется в кого-нибудь из настолько хороших и приятных тебе людей, что ревновать кажется занятием совершенно идиотским и просто неуместным. Или любимый человек страдает от отсутствия внимания со стороны кого-то третьего, и ты начинаешь болеть за него, как болел бы за собственного ребенка. Или ты не способен выбрать между кем-то и кем-то. Или не могут выбрать между тобой и кем-то. И это только из моего личного опыта... А ведь есть и другие непростые и неожиданные ситуации.
Меня интересуют именно такие мгновения, когда сила чувств разрушает культурные стереотипы. Когда возвышающие и достойные восхищения чувства находят себе дорогу в обход моделей, доставшихся нам от предков. Именно такой опыт, отраженный в стихах, меня и интересует. Именно стихи, появившиеся в результате такого опыта, я хочу собрать под одной обложкой. Это будет, конечно, никакая не пропаганда "фри-лав" или чего-то подобного, поэтому стихи вовсе не обязаны быть собственно об этом опыте. Но в них непременно должен присутствовать след таких чувств и такого опыта.
P.S. Мне особенно приятно, что объявление публикуется в "Дневнике" непосредственно после эссе Андрея Грицмана, тоже озабоченного проблемами философской антропологии и их связью с ремеслом поэта.
|