С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 -    )


(12.X.99 - 15.III.00)


Апрель
  Март 20024   15   20   22   23Май 2002 

Юрий Цаплин   Написать автору

ОТЧЕТ О ВСЕУКРАИНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ "КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ" (ТОЧНЕЕ, О ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЙ ЧАСТИ; ЕЩЕ ТОЧНЕЕ, О ЛИТЕРАТУРНОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ) С ПРИСОВОКУПЛЕНИЕМ СООБРАЖЕНИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ, ПАТРИОТИЧЕСКИХ, ПЕРИПАТЕТИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ


Чес-гря, писать критические тексты я не умею и взялся за этот в основном ради того, чтобы сосватать альманаху "Вавилон" пару новых авторов. Но обо всем по порядку.

Фестиваль1 проходил с 8 февраля по 17 марта в Харькове, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Днепропетровске, Донецке, Киеве и, по замыслу организаторов, должен был "продемонстрировать широкой публике реальность факта существования современной культуры в Украине". За бортом фестиваля остались восемнадцать из двадцати пяти украинских обл./респ. центров, в том числе такие не покинутые русской музой города как Симферополь, Полтава и Луганск.

Из сорока акций киевского финала литературе были посвящены три2: вечер украинской поэзии "Гардарика", вечер русской поэзии (без названия) и - як то говорят, не нашим не вашим - "Одесская поэзия и проза". О украинском и одесском вечерах мне, к сожалению, сказать нечего: иногородним участникам оплачивались одни гостиничные сутки, а это, понятно, ограничивало знакомство с итоговой программой фестиваля полутора днями из пяти3. Знаю, что на "Гардарике" Харьков должна была представлять Тетяна Дерюга из литтоварищества "ZACHARPOLIS MM"; увы, из не менее интересной группы "Весло слова" организаторы не сочли возможным пригласить ни одного автора.

Ведомый Дмитрием Бураго4 русский спринт начался с презентации периодического издания "©ОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ", которое мы с Константином Беляевым и Андреем Краснящих, натурально, издаем. Вслед этому сумбуру вместо музыки по два стихотворения прочли харьковские поэты Ирина Евса и Станислав Минаков, чьи выступления, объединив, следует признать апогеем вечера: на мой взгляд, при всем внешнем "традиционализме" и Минаков, и Евса в лучших стихах делают крайне необходимую этой самой "традиции" эволюционную (то бишь скорей селекционную, чем прививочную) работу. Донецкую литературу олице- и оречетворяли Элина Свенцицкая, вопреки названию акции читавшая рассказы, Владимир Рафеенко, также запомнившийся прозой, и Мария Хаткина - надо полагать, дочь поэтессы Натальи Хаткиной. Что касается выходивших на сцену киевлян (а число их как минимум не уступало числу гостей), упомянуть двух-трех понравившихся Косте незнакомых авторов не получится: по неизвестной причине информация о хозяевах в фестивальный каталог не попала. Украсило концерт присутствие Натальи Бельченко. Игорь Кручик прочел ироническое стихотворение, а в кулуарах поделился планами вновь печатать "Византийский ангел", не появлявшийся в бумажной ипостаси года три.

Наиболее же запоминающимися оказались энергичный конферанс и не менее энергичная декламация двух одесских поэтов: Александра Оридороги (р. 1982) и Евгения Баля (р. 1977), автора книг "Негодныйе скрепбки", "Наконец-то здеся пришло и к нам" и "Пляски от печи". Стихотворение последнего, из того же каталога, я позволю себе процитировать:


УЛЫБАЮТСЯ, ЮЛЛЯ


      мне нравится, что мне улыбаются продавщицы в магазинах
      мне нравится, что мне тянут руки дети в своих колясках
      а вчера днем, когда я шел по улице мимо
      увидел готовую невесту в балконных плясках
      она расчесывала свои золотые волосы
      и я попросил один, пообещав предсказать ей будущее
      и она смеялась мне звонким голосом
      и я смеялся ей посреди улицы
      мы долго улыбались и смеялись друг другу
      а потом я стал ей женихом на два часа
      без слов, только льющееся имя - Юлля
      и голубые как небо глаза.
       
      а на завтрак был ананасморк
      а на насморк был нафтизин


Любопытно, что в рамках предложенной поэтики5 оказываются на месте - даже, что ли, возрождены - "золотые волосы", звонкий голос и глаза, голубые как конечно: радоваться надо! Без пяти готов мириться с детьми, тянущими (словно они-дети и не в колясках уже, но в корзинках из супермаркета) руки повествователю.

Песни под гитару, коими устроители сочли уместным подытожить чтения, в литературном смысле интереса не представляли.

Ну и, наконец, о главном: весной в Киеве хорошо.

Фестиваль обещали проводить раз в два года. Поживем - поглядим.


      1 Представлявший собой лицензионную, если можно так выразиться, реинкарнацию "Культурных героев 21 века" на украинской почве, - вплоть до использования в типографской продукции фирменного шрифта Guelman.Ru/Gif.Ru и размещения столичного штаба в галерее М.Гельмана на Костёльной, 11.
      2 Для сравнения: музыке - 7, театру - 7, видео/медиа - 8, изобразительному искусству - 14. В предпочтениях ли организаторов фестиваля или в нехватке достойных предложений по ведомству изящной словесности здесь дело, сказать затрудняюсь; вероятней всего - и в том, и в другом.
      3 С учетом этого обстоятельства идея разнести украинский и русский вечера, небесспорная и сама по себе, выглядит решительно неудачной.
      4 Редактором журнала "Соты" и членом жюри фестиваля. Кстати, раз уж речь зашла о жюри, хочется отметить присутствие в нем, - наряду с такими знаковыми для современной украинской литературы фигурами как Виктор Неборак, Вячеслав Медвидь и Светлана Матвиенко, - позапрошлогоднего финалиста премии "Дебют" Антона Фридлянда.
      5 Которую, при всей вроде-бы-узнаваемости, однозначно "вспомнить" не удается. Впрочем, особо на свой счет в смысле "вспоминания поэтик" обольщаться не приходится: придет Кузьмин и скажет, с разбавленной версией какого московского поэта мы имеем дело...



Вернуться на страницу
"Авторские проекты"
Индекс
"Литературного дневника"
Подписаться на рассылку
информации об обновлении страницы

Copyright © 1999-2002 "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Баннер Баннер ╚Литературного дневника╩ - не хотите поставить?