С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Октябрь | |||
|
О КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНОЙ КРИТИКЕПоявился новый вид критика критик, который не читает рецензируемой книги. Не то чтоб это было уж совсем новым явлением, но направления такого раньше, кажется, не было. То есть и раньше было можно, но как бы нельзя. А теперь стало ясно: можно, можно! Любым шрифтом Возьмем, к примеру, прозу. Там, если правильно понять, чем там у них все кончилось, можно написать едко и даже метко постольку, поскольку имена героев переданы без ошибок. Остальное так называемые "идеи" можно спокойно черпать, облизав ложку, из общего котла общих мест данного сезона. Тут можно поговорить о настроении целого, об образе главного героя, о типичности или нетипичности данного нам явления и о многих других увлекательных вещах, которым нас научили советские учителя литературы. Со стихами сложнее, но в то же время проще. Во-первых, они короче. И даже часто написны удобными для цитирования отрывками. Причем можно эти отрывки тоже нарезать и вставлять в текст такими ладными заплатками. Если книга написана эмигрантом, вы спасены: смело можно начинать (и заканчивать) с темы Родина не-родина, свое чужое. Чего всегда хватит на небольшую бойкую рецензию. Если в провинции то и это выручает. География в критике вообще предмет первой необходимости. Если ни то, ни другое, очень рекомендуется для начала постараться вспомнить имена поэтов, которые писали такие точно стихи. В этих случаях очень полезны написанные в 1910-1970-х предисловия тех, у кого было больше времени С другой стороны, стихи написаны на непонятном и часто даже чем-то неприятном языке, так что когда читаешь, не сразу ясно, про что. Ну, это, собственно, его, поэта, дело, его трудности. От рецензента тут требуется умение не застревать и не углубляться зазря. Тут важно сразу найти нужный тон: снисходительный и насмешливый, как будто поплевываешь через соломинку. Тут нужен молодой безотносительно и даже вопреки возрасту задор и готовность не отступаться от намерения называть консонансную рифму ассонансной, верлибр белым стихом, стихотворение текстом, а также от разнообразного употребления слова постмодерн, который в критике такого рода играет ту же примерно роль, как в кулинарии майонез. Впрочем, поэты имеют раздражающую привычку запутывать след, чем страшно замедляют дело. Тут на помощь приходит навык, полученный от классиков авторов учебников для средней и высшей школы: умение отделять форму от содержания. Ибо с формой все относительно просто: она бывает новая и старая; традиционная (тут очень важно не отвлекаться и не задумываться над понятием традиции) и нетрадиционная. Если есть время, можно коснуться вопросов ритма, то есть постараться сосредоточиться на партии барабана. (даже если случайно перепутать с метром, никто не заметит). Что касается рифмы, когда без рифмы это авангард, это просто. Если с рифмой, немного сложнее. К счастью, современная критика умеет много гитик. Совершенно не стыдно использовать тут достижения других гитиков, уже определивших, какая рифма хорошая (новая). Наиболее опытный рецензент (пусть даже и занятой) отделит просто необычную рифму от щегольской. Полезно иметь при себе небольшую памятку, ее можно приклеить липкой лентой прямо к монитору. Не следует, однако, забывать, что рифма есть всего лишь атрибут формы, то есть неглавного, так что если вслушиваться особенно нет времени, легче всего обратиться сразу к содержанию. В заключение надо не забыть сказать о языке (язык произведения яркий (скромный), традиционный (нетрадиционный); о цветах (цветовой гамме): даже очень занятой рецензент, у которого на столе груда нетерпеливо ожидающих его благосклонного да какого угодно! взгляда книг, даже такой стремительный человек легко может посчитать количество разных простых слов вроде "белое" и "черное" или даже использовать для этого дела компьютер. Кстати, полезно вычислить таким же образом самые часто встречающиеся слова, а также (не забыть!) упомянуть о музыкальности (найти две-три аллитерации). И, в общем, все. Включая обработку оригинала, на все про все ушло в зависимости от скорости печатанья на компьютере от получаса до двух часов. Не так уж это было и сложно. |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2003 "Вавилон" |
|