С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Февраль 2022 | |||
|
В 2021 году пять основателей проекта «Вавилон» Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов, Вадим Калинин, Илья Кукулин и Станислав Львовский учредили новую поэтическую премию, которая так и названа Премией «Вавилона». Согласно выпущенному ими пресс-релизу, «Вавилон был и остаётся, прежде всего, воплощением определённого подхода к поэзии подхода, согласно которому базовой ценностью является различие и многообразие живых и развивающихся поэтических языков. В этой системе координат важнее всего авторы с наиболее самостоятельной художественной индивидуальностью, выражающие своё время особым неповторимым способом хотя и прокладывающие, возможно, новую дорогу для определённого группового движения. Именно таким авторам мы, на основании всей их творческой работы в области поэзии, намерены присуждать нашу премию». Первым лауреатом премии стала Лида Юсупова. |
Илья Кукулин Стихотворения Евгении Риц можно соотнести с натурфилософской традицией в русской поэзии, идущей от Гавриила Державина через Фёдора Тютчева к, например, Николаю Заболоцкому. У всех этих авторов природные стихии и космические процессы, с одной стороны, и человеческое сознание, с другой, отражаются друг в друге и в то же время не могут друг друга понять; уже у Тютчева их противостояние говорит о «мировом разладе». Мы тёмную войну пережигаем, (2020) Но у этой речи посреди дымящейся равнины есть и очевидные метафизические обертоны. Стихотворения Риц, конечно, имеют в виду политические события, но как частность. Скорее, они направлены на рефлексию и претворение глубинных сдвигов в современном сознании. Жить внутри этого сдвига, выстаивать, и не только сохранять рассудок, но и играть, находить возможности становиться другим/другой вот какую дальнюю цель решает в своих стихотворениях Риц. В каждом стихотворении Риц ставит и стремится решить поэтическую и экзистенциальную задачу исключительной важности но не становится ходульной, не претендует ни на какую исключительность своей позиции и не теряет чувства юмора. Путь Риц в современной русской поэзии выглядит уникальным, а её работа заслуживает внимания и поддержки. Данила Давыдов Критики, пишущие о стихах Евгении Риц, часто (не всегда, впрочем) склонны отделываться некоторыми обтекаемыми формулами, которые могут существовать самостоятельно, вне поэтики рассматриваемого автора. Это говорит в первую очередь о том, что поэтика Риц основана не на концептуализации метода, которой было бы легко обозначить и о(т)граничить, но на практиках постоянных трансформаций того целостного комплекса, который состоит из сложных взаимодействий между субъектом, изолированными и/или взаимодействующими с ним феноменами и языковой репрезентацией этих взаимодействий, в свою очередь требующей внимания не к сильным риторическим жестам, а к разной степени ненавязчивости смещениям в рамках вроде бы конвенционального высказывания. Впрочем, такого рода «ненавязчивость» отнюдь не носит характера мимикрии, сокрытия некоего радикального опыта под покровами привычных просодических ходов: во-первых, как раз собственно стиховая практика Риц построена на уникальности ритмического рисунка чуть ли ни каждого текста, а во-вторых, радикальность того опыта, который предъявляет эксплицитный автор, не требует никаких мимикрических тактик, просто сам тип радикализма может оказаться неопознанным, оттого в критической рефлексии и могут возникать несколько обескураженные антиномические суждения о будто-бы-одновременной «причастности» и «непричастности» субъекта Риц к окружающему миру. Однако подобной двойственности здесь, кажется, нет, дело в другом: лирический мир Риц населён «странными чужестранцами», которых, по Тимоти Мортону, «нельзя приручить или рационализировать», но, в отличие от мортоновской «тёмной онтологии», «странный чужестранец» предстаёт в поэтическом мире Риц не как абсолютный Другой, но как своего рода вариация лирического субъекта. И взгляд изнутри его «странности», да, действительно, очень сильно перегруппирует привычные связи между предметами, предъявляет их в неузнаваемом/неузнанном виде, но поскольку он и сам отличен от традиционной субъектности, то входит с изменёнными его преобразующим восприятием предметами в некое неразрывное целое, подобное скорее ассамбляжам Деланда, нежели латуровским сетям. В результате противопоставленность «причастности» и «непричастности» снимется субъект причастен миру, но сам мир более не причастен тому своему состоянию, в котором пребывал раньше, он принципиально изменён не волей «странного чужестранца», но в неразрывном взаимодействии с ним. Характерный для новейшей поэзии «плавающий субъект» таким образом в поэтике Риц приобретает совершенно новые и неожиданные черты он-то как раз вполне определён, неопределённым и наделённым множеством необычных свойств оказывается само пространство, в котором этот субъект пребывает. Вадим Калинин Евгения Риц исключительно красивая фигура в актуальном поэтическом ландшафте. Эта самобытная и естественная красота. Дмитрий Кузьмин Зрелые стихи Евгении Риц с первого взгляда поражают тем, насколько это поэзия избытка, а не недостатка: тропеическое, ритмическое, звукописное богатство возникают как проявление авторской самости, как воление над языковым и предметным материалом. Такое воление достигало своего апогея в эпоху высокого модерна, а с середины XX века ставилось под вопрос и сомнение как разновидность тоталитарного мышления: неспроста ратовавший за реставрацию высокого модерна Олег Юрьев (родство между ним и Риц заслуживает отдельных размышлений) в своей эссеистике искал для этого не эстетические, а антропологические основания. Станислав Львовский Для меня в стихах Евгении Риц важнее всего, свобода, которая с каждым новым сборником как будто бы разворачивается и приобретает новые, неожиданные и иногда неочевидные измерения. Это и свобода, с которой Риц обращается к русской поэтической традиции, избегая при этом распространённой фамильярности, но вступая с ней в какие-то осторожные отношения удивления-узнавания. Это свобода наблюдения/окликания вещей и событий мира, которые явно сотрудничают с этими стихами замечательно внимательными к ним и непривычно сочувственными одновременно. Эти внимание и сочувствие сообщают поэтическому субъекту Риц ещё одну важную свободу, которая заключается в возможности говорить о тревоге и страхе людским, человеческим языком, ничего не прячущим, но и не обнажающимся до гремящих костей. Наконец, возможно, самая важная для меня в этих стихах свобода та, с которой их пишущий трансформируется, рассыпается и вновь собирается в нечто новое, сталкиваясь с новорождёнными острыми краями, с небывалыми темнотами, с новыми хищными пространствами, всякий раз обнаруживая при этом новые возможности взаимодействия, новые взаимные диспозиции и новое любопытство. |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Copyright © 1999-2020 "Вавилон" |
|