12.12. Салон "Классики XXI века"
Авторский вечер Юрия Кублановского (ранее несколько раз отложенный из-за болезней автора). Читая стихи из книг "Чужбинное" и "Число", поэт продемонстрировал мастерское владение декламацией, по стилю приближающейся к актерской.
13.12. Георгиевский клуб
Авторский вечер Игоря Жукова (Иваново). Автор представил образцы своей работы в разных формах и жанрах: лирической поэзии, малой прозе постобериутского склада (вплоть до анекдотов "Из жизни литераторов", в безоговорочной правдивости которых автор уверил собравшихся) и стихотворной драматической миниатюре (с сильным абсурдистским оттенком), а также описания проводившихся им литературных акций и перформансов. Часть времени Жуков уступил своему земляку и коллеге, более радикальному ивановскому поэту-абсурдисту Дмитрию Шукурову, предварившему выступление творческой декларацией: "Я не задумываюсь над смыслом стихотворения, но думаю, что он есть, и сама эта убежденность придает им смысл". Игорь Жуков также познакомил публику с несколькими сборниками своих стихов, изготовленными в Кинешме художником-букартистом Виктором Гоппе.
17.12. Эссе-клуб при журнале "Новая Юность"
Совместное заседание Эссе-клуба и Крымского Геопоэтического Клуба в лице Игоря Сида - обсуждение доклада Сида "Основной вопрос геопоэтики" и сообщение Василия Голованова о трудах Института геопоэтики в Париже.
20.12. Георгиевский клуб
Авторский вечер Владимира Строчкова и Александра Левина. Владимир Строчков представил тексты, написанные после выхода книги "Глаголы несовершенного времени", - в том числе уже неоднократно исполненную поэму "Еще одна легенда" и прозвучавший впервые, совсем новый цикл стихов "Ориентации", в котором предстал перед слушателями в достаточно неожиданном ракурсе (цикл написан преимущественно верлибром, слегка стилизован в китайском духе и продолжает характерную для русской культурной традиции и восходящую к Эпохе Просвещения интерпретацию Китая как образцовой империи, усиливающей и эксплицирующей все черты авторитарного и антигуманного общества, в котором приходится самоопределяться человеку и поэту). Кроме того, Строчков прочитал цикл миниатюр "В части "Разное"", состоящий преимущественно из минипародий и парафразов. Александр Левин выступил, главным образом, в качестве автора-исполнителя, представив новый альбом своих песен "Французский кролик"; и хотя большинство исполненных произведений вошли в книгу Левина "Биомеханика" и неоднократно звучали на выступлениях Левина, слушатели получили новое и свежее впечатление благодаря заменившему привычный гитарный аккомпанемент развитому музыкальному сопровождению, собственноручно записанному Левиным при помощи компьютера. Посетители Салона также поздравили присутствовавшего Андрея Сергеева с присуждением ему Букеровской премии.
20.12. Литературный институт им. Горького
Вечер, посвященный семилетию самиздатского журнала "Алконостъ", издающегося в настоящее время группой студентов института. Вступительное слово произнес Евгений Рейн, высказавший всемерную поддержку мнению одного из лидеров "Алконоста" о том, что журнал и объединение значат (для своих участников) больше, чем вся предшествующая русская поэзия от Симеона Полоцкого до Рубинштейна.
24.12. Государственный Литературный музей (Трубниковский переулок)
Вечер, посвященный 20-летию издательства "Третья волна". При открытии вечера были вручены премии альманаха "Стрелец" за 1996 год: имени Хлебникова - Генриху Сапгиру, имени Набокова - Валерии Нарбиковой, имени Тынянова - Льву Аннинскому (лауреаты по другим номинациям на вечере не присутствовали). Александр Глезер кратко рассказал об истории издательства, охарактеризовав его нынешнюю задачу как представление российской аудитории авторов, всё еще лучше известных на Западе, - прежде всего, Нарбиковой, Игоря Яркевича и Юрия Кублановского. С размышлениями о месте издательства и альманаха "Стрелец" в текущем литературном процессе выступили также Аннинский, Андрей Ранчин и заместитель Глезера Анатолий Кудрявицкий, отметивший, что основным отличием "Стрельца" от традиционных "толстых журналов" является б²льшая взыскательность при отборе текстов, обусловленная менее частой периодичностью. Свои стихи прочитали Сапгир, Александр Тимофеевский (старший) и Кудрявицкий, прозу - Нарбикова (отрывок из премированного романа "Инициалы" - каковые, заметим в скобках, у Нарбиковой и Набокова действительно одинаковые) и Яркевич (напечатанный в последнем выпуске "Стрельца" рассказ "Голубец"). С приветствиями выступили Юрий Кувалдин (издательство "Книжный сад") и Алексей Алехин (журнал "Арион"). Объявленные заранее Кублановский, Евгений Рейн, Игорь Холин не появились по причине болезни.
24.12. "Авторник"
На очередном собрании Круглого стола молодых литераторов были оглашены тексты, трактующие проблему "Право и лево". Поэт Дмитрий Соколов представил новый цикл стихов "Женитьба".
25.12. Крымский клуб
Предновогодний вечер являлся первым в цикле "Круглый стул", предусматривающим интервьюирование выступающих окружающей их со всех сторон аудиторией. Краткие выступления и ответы на вопросы публики поэтов Ивана Ахметьева, Николая Звягинцева, Дмитрия Воденникова, Виктора Куллэ и др., а также музыканта Сергея Летова. Значительная часть вопросов была обращена к Виктору Куллэ и касалась Иосифа Бродского. Света Литвак и Николай Байтов представили новую версию перформанса "Кротовая нора" (по одноименному рассказу Байтова) с участием Вероники Боде и Юлии Скородумовой.
26.12. "Классики XXI века"
"Литературный карнавал, или Критический шабаш", подготовленный Клубом литературного перформанса Светы Литвак и Николая Байтова. В проспекте мероприятия, обращаясь к "жрецам Великой Русской Литературы", организаторы заявили: "Вы удушены равнодушно-ритуально-комплиментарной атмосферой, созданной и создаваемой вами самими," - и обещали участникам карнавала "широкие пространства для скандалов, взаимных оскорблений, оплеваний, заушений, зуботычин...", предлагая "швырнуть тухлыми яйцами, гнилыми яблоками или помидорами в свое самое святое и любимое" - в соответствии с классическим бахтинским пониманием карнавальной традиции. Ведущим карнавала выступил Байтов, встречавший каждого из участников краткой уничижительной характеристикой его творчества. С докладами выступили Вячеслав Курицын, разоблачивший Льва Рубинштейна как агента мирового сионизма, ведущего экзистенциальную подрывную деятельность, Владимир Тучков, заклеймивший Байтова как "попа Гапона московской литературной жизни", и Павел Митюшёв, подвергший бичеванию себя, любимого. Были прочитаны также оскорбительные стихотворные тексты: Байтова - в адрес Михаила Сухотина, Германа Лукомникова - в адрес владельца издательства и книжного магазина "Гилея" Сергея Кудрявцева; в кратких выступлениях Дмитрия Кузьмина и Ильи Кукулина издевательству подверглись поэты Дмитрий Волчек и Иван Ахметьев, а в выступлении Игоря Сида - целый ряд литераторов, каждому из которых была посвящена анаграмма. Владислав Кулаков прочел доклад об окончательном конце литературы, подвергнув, таким образом, оплеванию всех присутствовавших (и многих отсутствовавших). Вне программы выступил с заявлением Ахметьев, уличивший в некорректных действиях оргкомитет премии "Антибукер", воспрепятствовавший членам жюри поэтического конкурса "Незнакомка" ознакомиться со всеми выдвинутыми на соискание премии произведениями - в частности, с сочинениями Всеволода Некрасова, Михаила Нилина, Светы Литвак (член жюри Тимур Кибиров утверждает, что эти тексты к нему не поступали). Публика под предводительством Литвак активно участвовала в разрушении "ритуально-комплиментарной атмосферы", свистя, хлопая и топая ногами во время выступлений. Из заявленных в программе авторов двое - Олег Дарк и Сергей Кузнецов - на вечере не появились.
28.12. Книжный магазин "Shakespeare"
Презентация книги Дмитрия Александровича Пригова "Сборник предуведомлений к разнообразным вещам" - полного собрания предуведомлений к приговским книгам и циклам, вышедшего в издательстве "Ad Marginem". В качестве вступительного слова Вячеслав Курицын прочел раннее лирическое стихотворение Д.А.Пригова, написанное А.С.Пушкиным. Затем автор книги прочитал завершающий книгу текст "Вопросы к Сорокину Владимиру Георгиевичу от Пригова Дмитрия Александровича"; наибольший интерес и понимание у публики вызвала группа вопросов, связанная с мыслью автора о том, что, дескать, если твою повесть (а именно - "Очередь") в Париже напечатали, то это еще не значит, что тебе всё можно. В заключение Дмитрий Александрович ответил на вопросы публики, интересовавшейся взглядами писателя на периодизацию русского концептуализма (Сергей Епихин) и нравственные искания русской интеллигенции (Дмитрий Кузьмин). Среди присутствующих преобладали исследователи литературы и искусства, в т.ч. Аге Хансен-Лёве и Максим Шапир.
|