06.01. Мемориальная квартира Ардовых и литературная студия К.Ковальджи и Евг. Бунимовича
Презентация и обсуждение книги стихов Натальи Черных "Приют" (М.: АРГО-РИСК, 1996).
09.01. Салон "Классики XXI века"
Вечер прозаика Владимира Тучкова. Читались не публиковавшиеся ранее рассказы, написанные осенью 1996 г., в том числе посвящения присутствующим литераторам (Игорю Холину и Петру Капкину). Наиболее бурную реакцию и даже небольшую дискуссию с участием Ивана Ахметьева и Льва Рубинштейна вызвал антишестидесятнический рассказ "Похвала романтике". В заключение Тучков прочел цикл прозаических миниатюр "Розановый сад", входивший в шорт-лист премии "Антибукер" 1996 г. (будет напечатан в 23-м выпуске журнала "Новое литературное обозрение").
14.01. "Авторник" Союза молодых литераторов "Вавилон"
Второй вечер программы "Антифон" (два автора, представляющих разные
литературные поколения, читают свои произведения в режиме обмена репликами): Сергей Гандлевский и Всеволод Зельченко. Первый читал хронологически упорядоченное избранное последних 10 лет, второй - преимущественно стихи 95-96 гг. (написанные после выхода книги "Из Африки"). На фоне ощутимой общности интонации (23-летний петербургский поэт и сам неоднократно называл Гандлевского среди своих учителей) особенно рельефно выступили различия в жанровых тенденциях (элегичность Гандлевского против балладности Зельченко) и предпочитаемом материале (бытовом у старшего из поэтов и культурном у младшего), заставляющие задуматься о расхождении не только индивидуальном, но и поколенческом.
15.01. Крымский Геопоэтический клуб ("Феникс")
Вечер Андрея Сергеева. Сергеев читал перевод стихотворения Дерека Уолкотта памяти Бродского и оригинальные "рассказики" (наиболее живо были приняты публикой "Картина" и "Кузьма-обожаемец"), рассказывал о быте переселенных после войны в Крым белорусов и т.п. вещах, отвечал на вопросы - преимущественно по поводу своих литературных вкусов (некоторую дискуссию вызвала отрицательная оценка, данная им Полю Элюару). Современную литературную ситуацию Сергеев характеризовал как ситуацию расцвета, объясняя иллюзию кризиса недальновидностью критиков; он назвал ряд наиболее ярких, с его точки зрения, имен (в частности, прозаиков Асара Эппеля и Владимира Рецептера). Вечер продлился около трех часов. О Букеровской премии не было сказано ни слова.
17.01. Георгиевский клуб
Вечер поэта и эссеиста Николая Баранского. Центральным событием вечера стало чтение эссе "Totentanz", в котором трактовалось о прелестях смерти и о том, какую замечательную акцию можно было бы устроить на основе отказа человечества от деторождения.
18.01. Книжный магазин "Shakespeare"
Вечер Сергея Гандлевского, адресованный, главным образом, англоязычной публике: автор читал стихи (2-й половины 80-х, т.е. сравнительно давние) и отрывок из "Трепанации черепа", выбирая тексты, имеющиеся в английских переводах, которые звучали следом. Перевод прозы, выполненный Томом Берченоу для газеты "Moscow Times", был высоко оценен двуязычной частью аудитории, стихотворные же переводы, взятые из известной антологии современной русской поэзии "Third Wave", как обычно, отличались пренебрежением к формальной (а порой и к содержательной) стороне подлинника. Вела вечер главный редактор журнала "Glas" Наталья Перова.
21.01. Эссе-клуб "Новой Юности"
Олег Шишкин, анонсировавший сообщение "Насилие в поэзии", прочитал свою статью "Маяковский. Мечта о насилии", опубликованную в газете "Сегодня" 30.6.94 г. Обсуждались преимущественно проблемы биографии Маяковского.
23.01. Салон "Классики XXI века"
Вечер поэта Тимура Кибирова. Кибиров представил цикл стихов "Памяти Державина" из новой книги "Парафразис" (готовится в издательстве "Пушкинский фонд"), предварительно извинившись за то, что, быть может, какие-то из этих текстов уже известны слушателям. Сравнительно новые тексты хорошо иллюстрировали уже отмеченный критикой поворот Кибирова от социальных мотивов к метафизическим при сохранении оптико-эмоциональной доминанты - сентиментального иронизма.
24.01. Георгиевский клуб
"День ангела" хозяйки клуба Татьяны Михайловской - презентация совместного проекта Михайловской и Руслана Элинина (стихи последнего читал Сергей Панов). Чередующиеся (композиция принадлежит Михайловской) стихотворные миниатюры двух авторов должны в итоге составить сборник (пока без названия). Внятная диалогичность текстов, хотя и соединенных вместе post festum, была отмечена присутствовавшими, говорившими в связи с этим о мужском и женском начале. Затем был заслушан краткий отчет Ивана Ахметьева о только что закончившемся Фестивале современного искусства во Ржеве, продемонстрировавшем, по мнению Ахметьева, живой интерес провинции к нетрадиционным явлениям в современном искусстве. Со своими стихами выступили также Герман Лукомников, Марк Ляндо и др.
25.01. Музей Вадима Сидура
Вечер поэта Тимура Кибирова. В начале вечера поэт отметил несколько лиц, виденных им два дня назад (см.23.01.), что побудило его выбрать из той же книги "Парафразис" другие тексты. Вечер завершился ответами на вопросы из зала (в частности, выяснилось, что творчество поэта Олега Чухонцева представляется Кибирову значительным, хотя и не очень, явлением, а творчество поэта Юрия Кузнецова - совсем наоборот) и дискуссией между выступавшим и филологом Максимом Шапиром о том, следует или нет Кибирову дочитывать сборник статей Игоря Смирнова, закончившейся общим решением: не дочитывать.
25.01. "Shakespeare"
Вечер Андрея Сергеева. Наотрез отказавшись от чтения стихотворений, Сергеев ограничился начальными страницами романа "Альбом для марок", перевод которых на английский язык был представлен Машей Гессен, чьи усилия передать средствами другого языка сложнейший (с точки зрения насыщенности советскими реалиями 30-х годов и соответствующими эмоционально-психологическими нюансами) текст не остались незамеченными аудиторией. Вопросы, заданные Сергееву, касались преимущественно обстоятельств литературной жизни (в частности, полученной им Букеровской премии).
28.01. "Авторник"
Первый вечер "Альтруистического цикла": Генрих Сапгир. Автор построил программу по хронологии, открыв вечер стихотворениями Александра Блока (в том числе знаменитым "В ресторане"). Затем Сапгир обратился к творчеству своего товарища по "лианозовской школе" Игоря Холина, обосновывая выбором текстов свое утверждение о том, что восприятие Холина как "бытовика" существенно обедняет этого автора (и, действительно, продемонстрировав достаточно разнообразные поэтики Холина 60-х гг., вплоть до заумной поэзии), - и к стихам учителя "лианозовцев" Евгения Кропивницкого (неизданная часть его наследия сейчас готовится Сапгиром к печати). Во второе отделение Сапгир включил произведения авторов, относимых им к младшему поколению: три стихотворения из книги Вероники Боде "Музыка и бумага", ряд текстов Светы Литвак из сборника "Песни ученика" (включая текст, вынесенный на обложку, в авторстве которого сознался присутствовавший Николай Байтов) и несколько стихотворений Данилы Давыдова.
29.01. Крымский клуб
Круглый стол "Литературные мафии: передел карты Москвы" оказался довольно представительным: вопросы создания литературных репутаций и обустройства литературной жизни, да еще сформулированные таким образом, что в подтексте просвечивало извечное "Кто виноват?", вызвали интерес даже со стороны ряда авторов, не склонных к активному участию в литературной жизни, - таких как Евгений Сабуров, Михаил Сухотин, Михаил Файнерман. Однако новизна ситуации публичного обсуждения подобных вопросов в литературном кругу, вкупе с явной склонностью некоторых участников разговора к монологической форме высказывания и отказом организатора вечера Игоря Сида от активных действий по структурированию дискуссии (вызвавшим по ходу вечера справедливый упрек Михаила Нилина), обусловили излишне, вероятно, широкий разброс предъявленных подходов и поворотов темы, в силу чего происшедший обмен мнениями оказался весьма интересным, но не слишком конструктивным. Тем не менее наметились две основные тенденции. Первая, предложенная во вступительном слове Сидом и так или иначе поддержанная затем Львом Рубинштейном и Дмитрием Кузьминым, предполагала безоценочную интерпретацию выражения "литературная мафия" и разговор о принципах структурирования пространства литературной жизни (в частности, клубами и салонами) и о том, как это связано со структурой собственно литературного пространства и различными смежными явлениями культурного, социального, экономического и личного порядка. Вторая, активно проводившаяся Всеволодом Некрасовым (чья книга "Пакет" естественным образом оказалась в круге обсуждения) и Иваном Ахметьевым, подразумевала наличие неких обладающих властными (в широком смысле) возможностями сил, злонамеренно искажающих подлинную картину литературы, замещающих подлинные ценности мнимыми и т.д.; Ахметьев отнес также на счет работы этих сил формирование в обществе представления о крайней малочисленности значительных литературных явлений. Персонально в качестве мафиози были названы Константин Кедров, Александр Глезер и присутствующий Рубинштейн, заявивший по этому поводу, что не чувствует себя носителем какой бы то ни было власти; Сид упомянул также Евгения Евтушенко с его антологией "Строфы века", но эта кандидатура интереса у присутствовавших не вызвала. Особую позицию заявил, пытаясь вывести разговор на метауровень, Анатолий Осмоловский, отметивший, что обличение мафии и борьба с ней - не что иное как способы в ней участвовать. Был затронут ряд смежных тем: проблема нравственности в литературном поведении (Нилин), российские литературные премии и характер выстраиваемых ими ценностных иерархий (Кузьмин)... В целом дебаты прошли достаточно мирно, за исключением нескольких крайне резких выступлений неизвестного большинству участников представителя публики, оказавшегося кандидатом филологических наук Сергеем Преображенским. В заключение Сид продемонстрировал карту тектонических разломов, проходящих под территорией Москвы, отметив, что все основные центры столичной литературной жизни расположены, согласно этой карте, в критических точках.
29.01. ПЕН-Центр
Презентация книги Ларисы Миллер "Стихи и о стихах" (М.: Глас, 1996). Во вступительном слове Григорий Померанц отметил целостность книги, в которой стихи нагружены философской проблематикой, а статьи лиричны. Миллер читала стихи и эссе, в том числе не вошедшее в книгу "О преимуществах хвоста перед копчиком", посвященное братьям нашим меньшим. Выступили также издатель книги Наталья Перова, Юрий Ряшенцев, Татьяна Жирмунская и муж поэтессы Борис Альтшулер, прочитавший концовки ряда стихотворений Миллер.
30.01. "Классики XXI века"
Вечер Татьяны Щербины. Вначале была представлена новая книга стихов Щербины "Жизнь без", которая должна выйти в свет в течение ближайших месяцев; книга, по словам Щербины, отличается несвойственной ей прежде стилистической и эмоциональной цельностью, хотя и включает стихи, написанные на протяжении последних шести лет. Затем прозвучали избранные стихи более раннего периода; два стихотворения из новых были, по просьбе публики, исполнены на бис. Несмотря на пассивность аудитории, не желавшей, вопреки призывам Щербины, задавать вопросы, поэтесса активно вела диалог с залом: рассказывала о своем отчужденном отношении к "литературной тусовке", вспоминала перипетии общения с Евгением Рейном, размышляла об отражении в поэзии языковых сдвигов (на материале проникновения в стихи сленга, компьютерно-технической лексики и т.п.).
|