Эссе Георгия Балла об Игоре
Холине | Елена Попова о романе Торни
Линдгрен | Георгий Владимиров о книге
Ричарда Рорти
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МАНИФЕСТ НИКОЛАЯ ВИННИКА
Николай Винник род. в 1972 г. в г.Рыбница (Молдавия). Поэт, акционист,
общественный деятель. Учился в Ветеринарной академии и др. Гражданин Приднестровской
Молдавской республики. В настоящее время живёт в Москве. В 1993-1996 гг.
действовал как художник-флексист (флексисты - группа московских художников,
разработавшая особый стиль), участвовал в коллективных выставках в Москве
и в Саратове. Издавал журнал "Тональ". Разработал социально-культурный
проект "Экспериментальная антропология" (название придумано до соответствующей
телепрограммы Дмитрия Диброва). В рамках этого проекта произвел разнообразные
социально-эстетические акции ("Потлач", 1997, "Шесть дней из жизни Минлоса",
совместно с Дмитрием Чёрным, "Disciplina", "Автостоп", 1998). Например,
акция "Автостоп" заключалась в том, что Винник объехал автостопом большое
количество городов нескольких стран СНГ, в разных городах знакомился с
пишущими людьми, потом свёз их тексты в Москву и устроил публичное чтение
этих текстов.
Книги стихов Н.Винника: "96" (М., 1998), "Гражданская лирика" (М., 1999).
8 июня 1999 г. Николай Винник устроил акцию "Война" в московском литературном
клубе "Авторник". Акция была посвящена дню рождения Винника и презентации
первой книги Филиппа Минлоса "Да нет" (М., АРГО-РИСК, 1999). На этой акции
Винник и Минлос читали стихи Минлоса. А вначале Винник зачитал свой персональный
манифест "Моя война", который и предлагается вниманию читателя.
Николай Винник
Моя война
1.
1. Я обращаюсь прежде всего к поэтическому сообществу, т.е. к людям, которые
считают себя поэтами.
2. Человек, который занимается творчеством, творит не что иное, как реальность,
в которой мы все живем.
3. К поэту это относится в первую очередь, ибо поэт работает с языком,
и власть его велика.
4. Поэт - это Адам, дающий имена всем тварям; это дудочник, уводящий крыс
из города; это шаман, заклинающий злых духов времени.
5. От того, что мы пишем сегодня, зависит, как мы будем жить завтра.
6. Отрицать это - не скромность, отрицать это - трусость.
7. "Не власть, не правительства, не мафии и не финансы поганят людей и
их судьбы. Их поганят лжецы и трусы из мира искусства. Они - творцы неправедных.
Они - строители отвратного."
8. Поэт не имеет права считать, что его не касаются те ужасы, которые
творятся вокруг него. Поэты больше других ответственны за то, в каком
мире мы живем.
9. На Страшном суде с нас спросится за каждую строчку.
10. Поэт не обязан об этом все время думать. Поэт обязан об этом все время
помнить.
11. Мы живем на войне. Эта война не заметна глазу и на ней не слышно выстрелов,
но это самая настоящая война.
12. Настоящая, потому что на ней действительно гибнут люди. Спиваются,
садятся на иглу, выбрасываются из окон, режут вены.
13. Каждый из нас вынужден вести ежедневную войну за собственное выживание.
Выживание физическое я имею в виду едва ли не в последнюю очередь. Ибо
"что пользы человеку, если он жив останется, а душе своей повредит?".
14. "Я чувствую, открывая глаза - весь мир идет на меня войной" - пел
культовый герой моей юности. "Где бы ты не был, что б ты ни делал - между
землей и небом - война".
15. Эта война - для каждого своя, она ни с кем не может быть разделена,
она по определению - частная. Только в одиночку ее и можно выиграть. Но
может быть, именно она больше всего нас всех объединяет.
16. Я не знаю, что дает человеку поэзия. Но это что-то, что повышает его
шансы в этой войне. Может быть, это просто мужество. Может быть, знание
того, за что ты воюешь.
17. Но если поэзия и искусства не справляются со своими задачами, то люди
гибнут или деградируют.
18. Это ни в коем случае не значит, что поэт должен пытаться кого-то спасать,
воспитывать или пытаться переделать мир.
19. Поэт может воспитывать и переделывать только себя. Это лучшее, что
он может сделать для других.
20. Но это он должен делать непреклонно и последовательно.
21. Не жалея себя. Ставя себя, если это необходимо, в максимально жесткие
условия.
22. Здесь мы приходим к осознанию необходимости другой войны - войны внутри
литературного сообщества.
23. Это война за совершенствование поэтического пространства в целом.
24. В поэзии всегда война. И только в эпохи общественного идиотизма наступает
мир или перемирие.
25. Это война междуусобная и священная. Но она может быть успешной только
при соблюдении трех следующих правил.
26. Первое. Все отдают себе отчет в том, что не имеют никаких оснований
претендовать на правоту где-либо за пределами своей личной поэтики, но
все беспощадны в отстаивании своих взглядов, ибо так надо.
27. Второе. Это война, в которой не может быть ничего личного. Это христианская
ненависть к греху, не допускающая ненависти к грешнику. Это мусульманский
"большой джихад", война против неверного в себе, в противоположность "малому
джихаду" - войне против неверных.
28. Третье. Никакие внелитературные реалии не могут ни привлекаться в
качестве аргументов, ни быть объектом критики.
29. Поэт может быть кем угодно и каким угодно - важны только тексты.
30. Эта война никогда не кончается, и в ней никто не проигрывает.
31. Если она идет по правилам, то выигрывают все.
32. Награда - это отчетливое, структурированное, прозрачное поэтическое
пространство.
33. Где внятно сформулированы все возможные системы координат.
34. И где каждому понятно, куда он хочет и должен двигаться дальше.
35. Остальные награды нас ждут на небесах.
2.
36. Теперь о собственно поэтической стратегии, которую я отстаиваю. Иначе
говоря, о том, где проходит моя личная линия фронта.
37. Первое и главное. Стихи должны быть лучше автора. Только в этом случае
они дают шанс приобщиться к чему-то большему, чем ты сам.
38. Стихи, в которых автор не прыгает выше головы, попросту не нужны.
39. Второе. Никакой жалости к себе. Иначе попросту не сможешь воспользоваться
тем шансом, о котором говорилось выше.
40. Поистине отвратительны тексты, в которых угадывается жалость автора
к себе.
41. Третье. Равнодушие ко всему личному. Минимум внимания к себе неповторимому.
Никакого потакания себе ни в чем. Ни в коем случае не цепляться за себя.
Человек, поэт должен быть готов в любую минуту отказаться от себя во имя
себя лучшего. Для этого в первую очередь необходимо отказаться от ощущения
важности собственной персоны.
42. Все попытки увековечить себя нынешнего, зафиксировать свои ценные
мысли и глубокие переживания во-первых, убоги, во-вторых, намертво привязывают
автора к его собственной личности во всем ее несовершенстве.
43. Четвертое. Никакого пафоса. Пафос всегда идеологичен и всегда античеловечен.
44. Пятое. Никаких описаний. В первую очередь, никаких описаний внутреннего
мира своего или чьего бы то ни было. 45. Во-первых, все, что можно было
описать, уже описано.
46. Во-вторых, поэзия не должна культивировать те движения души, которые
настолько отрефлексированы, что поддаются описанию.
47. Актуальная поэзия должна предлагать человеку новые формы существования,
а не загонять его в старые.
48. Шестое. Стихами следует говорить только то, что нельзя сказать словами.
Иначе зачем они нужны?
8 июня 1999 г.,
Москва,
14 часов 08 минут
|