| Андрей Поляков|
ЯНА ГЛЕМБОЦКАЯ, ЮРИЙ ЮДИН
Театр как разновидность сексуальных практик
Яна Глембоцкая - сотрудница филологического факультета Кемеровского университета.
Кандидат филологических наук, автор работ о русской поэзии ХХ века и творчестве
Айрис Мэрдок.
Юрий Юдин - литературный критик, филолог. Живет в Кемерово. Автор (пока
неопубликованной) книги о современной русской поэзии. Регулярно публикует
статьи о литературе в кемеровских газетах.
Еще
одна публикация Яны Глембоцкой и Юрия Юдина в Сети (из оффлайновой
газеты "Кузнецкий край").
Симптоматично, что театр начинается
с вешалки; вешалка же, в ее наиболее общеупотребительной и общедоступной
форме, представляет собой не что иное, как фаллический символ, причем
символ в рабочем, т.е. эрегированном состоянии; в противном случае, что
же на него можно было бы повесить? Пальто и шляпы публики, остающиеся
висеть и уже целиком принадлежащие вышеупомянутой вешалке, конечно, отнесем
к фантомам публично-расторможенного воображения, симулякрам квазисексуальных
манипуляций; разоблаченная же публика немедля превращается в единое коллективное
бессознательное тело, напротив, целиком открытое для дальнейших, в последнем
приближении подлинно экстремистских актов театральной деятельности. Таковое
тело мы будем в дальнейшем называть публикум [Публичное, общественное
(именно в среднем роде) - лат. (прим. ред. "TextOnly")]. Тело публикума
донельзя испытывает тотальные воздействия на все системы организма, причем
фронтальной (а также вертикальной, горизонтальной и хаотической) атаке
немедленно подвергаются все органы чувств: орально-осязательная сфера,
аудио-анализаторы и глазки. Тело публикума, как правило, белое, рассыпчатое;
и лишь в отдельных проявлениях может являться вязким и инородным.
Если театр не воздействует на организм, значит, организм или мертв, или
невменяем, или выпил водки, или одеколону; но на этих за- и пограничных
состояниях мы здесь останавливаться не будем.
Звонков на театре дают вообще-то три.
После третьего звонка театральное тело публикума, как правило, пространственно
распадается на партер, амфитеатр, балкон (галерку, раек) и ложи бенуара.
Таким образом разъятое тело становится вызывающе доступным, и уж в этом-то
состоянии им было бы странно не попользоваться. В качестве основного пользователя
регулярно выступает труппа. Уже сама лежащая на поверхности народная
этимология этого монструозного для русского уха слова приводит на ум что-то
некротическое. Но напрасно было бы думать, что публикуму не свойственны,
в свою очередь, встречные поползновения, которые, как правило, окрашены
в тона здоровой похоти. Однако упомянутые порывы натыкаются на рампу и
должны ее при каждом движении превозмочь. Эротическая подоплека кулис
и сцены, отграничивающих театральное пространство, лежит рядом. Рампа
со всеми ее сигнальными огнями есть не что иное, как vagina dentata. Граница
сцены и зрительного зала являет собой терминатор двух семантическиих полей,
где сцена есть безусловное царство мертвых. Сам процесс переживания действия
публикумом можно описать как акт инициации, как путешествие в страну мертвых
или же, в отдельных экстремальных случаях, как дефлорацию.
Кулисы и занавесь при этом обостряют
ощущение чего-то. Кулисы как они есть - это закоулки сцены и воплощенные
экивоки. Задача кулис актуализируется во внезапном явлении публикуму вещей
и персон. Занавеси это дезавуируют (см. Ли Бо: "В прекрасных занавесях
пустота"). В отсутствие занавеса то и дело развивается сильная депривация,
которая приводит иногда к неврозу труппы и зрителя. Депривированный зритель,
как и актер, всяко опасен, поэтому занавес не только вреден, но и полезен,
вообще говоря.
Морфология пространства театральной
залы была бы неполной без описания моделей функционирования системных
примочек. Возьмем хотя бы люки в полу сцены. Рифма "люки-глюки" представляется
глубоко не случайной; отверстия в днище невозможно обойти молчанием
в рассуждении глюкоизвлечения ("У бондарей о.Сахалин распространено
верование в особое значение доньев и днищ. Первые, по определению, имеют
отверстия, вторые же представляют из себя сплошную плоскую поверхность.
"). Но если люки сильны для глюков визуальных, то звуковые глюки в
театре исторически восходят к оркестровой яме. Звуки из этого места однозначно
распознаются чутким ухом как особый саунд de profundis. Что же может раздаваться
из глубин телесного низа? Известно что. Откровенно говоря, в театре зритель
принужден спускаться в преисподнюю по всем понятиям. Volens nolens это
всегда событие, ибо налицо пересечение границы семантического поля - прорыв
из наличного бытия в виртуальную ирреальность.
Провиденциальный зритель, как хочется
надеяться режиссеру, податлив и тих, однако это только модель, в действительности
же публикум исподволь противится завершению эстетической целостности перформанса.
Его протестные действия выражаются в прочищении носовых ходов, щелкании
жареных (как правило, на обычной чугунной сковороде с известными присловьями)
(иногда и соленых) семян злаков, шуршании хрусткими упаковочными материалами
типа фольга. Невольно избегая, публикум норовит осесть в буфете
и тем самым профанировать культурный поход. Профанное пространство буфета
создает особую зону флуктуаций, нарушая тем самым гомогенность театрального
нутра. Строго говоря, специфика современного театра состоит в том, что
ружье оказывается висящим в буфете (при этом, как правило, под ружье должен
быть при полном и демонстративном стечении публикума вбит гвоздик). Там
же, в буфете, оно, как заведено, и выстреливает - к вящему всеобщему удовлетворению
потребностей. Переименование театрального буфета в бар не является перекодировкой
и не создает шумов на канале передачи сообщения, только что слово иностранное.
Что же мы имеем на выходе? Как правило,
номерок. Номерок, зажатый в руке, так или иначе ассоциируется с концом.
И с пяткой. Ибо именно в абсолютном конце жизненного пути неопознанному
клиенту присваивается синий номер на пятке ноги. И в том и в другом случае
номерок нумерует и деноминирует границу. Обмен номерка на разные одежды
в гардеробе завершает страшное путешествие. Снятые с вешалки не новые
уже драповые пальто, пальто из шкур и кож убитых животных, буржуазные
манто, плащи из болоньи, куртки типа second hand, шубы, кардиганы, пиджаки,
клубные пиджаки обнимают тела своих владельцев и публикум перестает существовать
как единое тело, распадаясь на фигуры умолчания. Эзотерический круг замыкается
у вешалки. И мог ли любить театр Федор Михайлович Достоевский, царство
ему небесное?
|