Вся моя жизнь есть чудесный случай и таинственный сон. А таинственнее всего чудесного стихи. Кем вдохновляются, кем вдуваются они сверхразумные в разумную голову, Бог весть. Но не об этом речь, я просто хочу рассказать несколько случаев из моей жизни, когда явно через оболочку Майи, через занавес обыденности проступали иные силы какие бы они ни были.
Кража варенья
Когда мне было года три, а может, и меньше, оставшись дома одна, задумала я полакомиться воровски вареньем, спрятанным у тети в буфете. Буфет был дореволюционный еще, красного дерева, огромного роста. На верхнем этаже его за толстыми стеклянными дверками и таились банки с клубничным ли, вишневым... Запасшись столовой ложкой, я начала свой непростой горновосходительный подвиг. Придвинув стул, забралась на мраморную доску, венчающую основание буфета, теперь глаза мои были почти на уровне банок с вареньем. Рука моя открыла дверцу, сердце затрепетало, я уже переложила ложку в правую руку, но почему-то в это мгновение воровато обернулась... И ложка звякнула из моих рук об пол я увидела и запомнила на всю жизнь комнату плавно и быстро пересекла белая фигура и скрылась в смежной, без дверей. В ужасе сползла я с буфета. Сколько бы раз потом я ни повторяла это преступное деяние, никогда больше свидетелей этому не было (или я их больше не видела).
Вскоре же меня еще больше напугала музыка. В этом, возможно, и нет ничего сверхъестественного. Я опять была одна дома, когда вдруг радио заиграло ужасную музыку, от нее веяло запредельной нечеловеческой тоской. Она была похожа на древнюю змею, она обвивалась вокруг меня, в ней было нечто более ужасное, чем просто погибель. Она нарастала, взвивалась, подползала все ближе. Я подбежала в ужасе к дверям, ведущим в коридор нашей коммунальной квартиры (там тоже никого не было), и так стояла почему-то с распростертыми руками, готовая убежать, спасаясь, в коридор, но и там как будто таилось нечто сговорившееся с этой музыкой. Что это было не знаю, но больше никогда в жизни я не чувствовала такого ужаса, такой безнадежности.
Кстати, фигуру в белом я видела мельком при иных обстоятельствах, правда, другую. Уже в квартире на Черной речке в непохожую эпоху жизни Олег Охапкин читал мне стихи. Долго, ровным напористым ямбом, без яркости и мысли, но с какою-то угрюмой силой. Прочтя их, он сказал совершенно без всякого выражения фразу, которую я тоже запомнила на всю жизнь: вот такой же я и мужчина. Когда я пошла на кухню за чайником, я увидела, еще не войдя туда, мелькнувший очерк тела, белоснежный и с крыльями. Вернулась и сказала Охапкину я сейчас на кухне видела ангела. Мы заговорили на другие темы. Но потом со слов Олега стали говорить, будто я все время ангелов вижу. Что, увы, не так. Только во время чтений стихов я всегда их не то чтобы вижу, но провижу и чувствую в заднем ряду. Им всегда меня жаль бывает, будто я жертва какая-то распинающаяся на публике, всегда они были со мной, где б я ни читала в комнатушке чьей-нибудь коммуналки, в пышном ли, сгоревшем теперь зале шереметьевского дома (дом писателей), в средневековой башне в Ньюкасле, в финских домах культуры, в сербском университете... Да повсюду.
Граненый шар
Не буду скрывать это случилось в состоянии острого похмелья. Ну и что ж? Во-первых, сколько бы раз я ни была в таком мученье (очень часто), ничего подобного я никогда не видела. Во-вторых, крайняя изнуренность плоти, результатом чего бы она ни была (аскетизма или болезни), просто приводит нас на край земного (как монаха из учебника географии) и дает нам возможность видеть плотскими очами то, чего им не положено видеть. Я жила тогда на даче в Лисьем Носу, у самого залива, и вот, прогуливаясь утром с пуделем Яшей среди вековых дубов, посаженных Петром Великим на границе земли и песка в виду моря, я вдруг ясно и отчетливо, сантиметрах в двадцати от глаз, увидела прозрачный, алмазно посверкивающий шар-многоугольник, явно не стеклянный, скорее из горного хрусталя. Когда я протягивала к нему руку, он отлетал немного назад. Я спокойно подумала, что раз я вижу э т о значит, я сейчас умру. Я не испугалась, однако отчетливо не хотела покидать этот мир прежде, чем верну собаку на дачу, чтобы она не потерялась. Я повернула и пошла к даче, а шар, переливаясь, летел передо мной, я пыталась соcчитать его грани, но он вращался. (Они слишком быстро летают. Если и заметишь промелькнувший блеск не успеваешь понять, что это было.) Когда мы подошли к калитке, он исчез.
Потом я вспомнила стихи Oли Седаковой: «Из воздуха, из дали дальней как будто шар мне вынули хрyстальный», так именно и случилось. Что это означало мне неизвестно.
Я и сама писала когда-то до этого происшествия о «сверкающем невидимом додекаэдре» в повести «Взрывы и гомункулы». Но этот шар был сложнее, в нем было больше граней, сосчитать их мне не удалось.
Лопнувший стакан
См. «Определения в дурную погоду».
Гитара
Не помню как и почему оказалась у нас дома чья-то старая потрепанная гитара, из самых дешевых. Я не училась на ней играть, хотя, может, и собиралась. Слуха у меня нет, в музыке невежда. Правда, пыталась как-то играть на детской арфе, очень недолго пластмассовым медиатором выщипывала на струнах песню «На позицию девушка провожала бойца». Если кто-то угадывал эту мелодию (что было крайне редко), я дарила приз. Так вот никому не нужная гитара стояла себе в углу моей комнаты. Однажды глубокой ночью она вдруг заиграла. Вернее, издала ни с того ни с сего два-три протяжных звука. И замолкла. В ужасе я прокралась мимо нее к тете в комнату и ночевала там. Как раз на другой день был у меня в гостях Охапкин с девушкой, и я продала ему этот инструмент за бутылку водки.
Звуки и стуки
В этой комнате вообще часто раздавались таинственные стуки, но я не обращала на них особого внимания. Там чувствовалось (и не только мной) чье-то присутствие. Как там сейчас после нас живут люди, хотелось бы знать. Однажды я зашла туда забрать письма, что ли, приходившие все еще на наш адрес. В моей бывшей комнате была спальня немолодой четы, кровать стояла поперек комнаты, что уже нехорошо окно выходило на юг, и спать надо, по всем поверьям, по линии меридиана. Какие сны им там снятся? Часто у кровати я слышала веяние крыльев, один раз в полудреме очнулась от сильного хлопанья больших крыльев, а потом лапа с когтями впилась в лоб. На несколько жутких мгновений и улетела куда-то. «Налетела тяжелая птица Лапой мощно ударила в лоб...»
Но все же никакие звуки не доводили до ужаса. Только один раз. Я была ночью одна дома, мама задерживалась где-то, а тети не было, я сидела в ночной рубашке на диване в проходной комнате и вдруг прямо за спиной из моей комнаты загремели ужасные стуки через тонкую перегородку прямо в плечо. Подталкиваемая темным облаком кошмара, я медленно сползла с дивана и подбежала к входной двери. Стуки умолкли, но вдруг снова, хотя уже медленнее, возобновились. Тогда, ища спасения от чего-то необъяснимого, я открыла дверь и сделала было шаг на лестничную площадку, когда и там услышала правда, другое медленно поднимающиеся шаги. Что было страшнее стуки или шаги я не могла выбрать, но в этот момент раздался телефонный звонок, сразу вернувший меня в обычную реальность. Я захлопнула дверь а шаги уже были близки к повороту на наш марш и бросилась к телефону. Подняла трубку молчание. Но стуки прекратились, шагов тоже не было слышно. Никакая дверь на лестнице не хлопнула. Что бы я увидела, если бы дождалась того, кто поднимался по лестнице, пьяного соседа или... Бог весть.
Арно Царт
Однажды в начале Перестройки, когда уже появились книги, ранее недоступные, но еще все-таки продавались по каким-то талонам, я пыталась в магазине старой книги на Рижском проспекте купить том Мейринка. Продавщица почему-то не хотела мне его продавать, не хватало какого-то талона, что ли. Я поспорила с ней, безуспешно, и в негодовании отвернулась и отошла к другому отделу напротив, к которому никогда бы не приблизилась в обычных обстоятельствах, технической книги. Я искала про себя новые аргументы в споре с продавщицей, вдруг взор мой упал на небольшую брошюрку под стеклом на обложке значилось: А. Царт. «Кирпичи мироздания». На секунду я будто потеряла сознание, а потом купила ее копеек за 20. И ушла, забыв о Мейринке (его, впрочем, я приобрела в другой раз). Если когда-то были мне знаки с той стороны пусть даже насмешки чуялись, то никогда так отчетливо. Ведь это я придумала Арно Царта, поэта, живущего в Таллинне, влюбившегося в китайскую Лису, я сочиняла от его имени стихи и выдавала его за действительно существующего. Я повертела брошюрку в руках А. имя никак не расшифровывалось, только написано было профессор из Штутгарта. Книга о физике, об атомах, впрочем, было и изображение кабинета алхимика. Она была подарена кому-то кем-то году в двадцатом и не разрезана... Я была ее первым читателем через шестьдесят лет после выхода в свет. Как хитро было все это подстроено, с какой же целью? Просто астральное развлечение? Или весть вот, мол, мы тебя видим, мы поймали в море твою бутылку и положили туда свою записку... Мы рядом.
Столоверчение
Точнее сказать блюдечковерчение. Может быть, ни стуков, ни игры одинокой гитары в ночи не было бы, если б я задолго до этого не занялась этим темным делом. Кто-то забытый подарил мне книжонку, где подробно описывалось, как все это делается. Женя, мой муж, умелый шрифтовик, вырезал большой круг из плотной бумаги и начертал на нем алфавит и в виде маленьких черных воротец вход и выход для ожидаемого духа.
Нужен был еще круглый столик без единого гвоздя (такой отыскался) и блюдечко. Ясно помню сделанную сажей, расплывающуюся отметинку на обратной его стороне. При свече вокруг столика человек пять, дрожащие чуткие пальцы на блюдечке, мизинцы и большие соединяются с чужими, легкий ток пробегает, блюдечко неподвижно, нервные смешки, блестящие перегляды и вдруг оно доселе тяжелое, как камень, легко страгивается, а потом как завертелось, едва замедляя свою отметинку у нужной буквы только успевай читать...
Всегда все подозревали друг друга в плутовстве в нарочитом подталкивании блюдечка. Вызывали Пушкина, Калиостро, протопопа Аввакума, знакомых умерших (их было еще так немного). Всех спрашивали: тебе там хорошо? Аввакум ответил: хорошо. А жена с тобой? Со мной. С Калиостро диалог я даже записала и прилагаю. Раз некий дух сказал: я ухожу, мне помешали, приближается посторонний. И действительно, раздался звонок в дверь. Они всегда говорили поначалу правду, которая поражала, и заваливали ее грудой лжи, как бы в издевку. Раз я спросила: поменяем ли мы квартиру, он ответствовал да. А куда? У Тyчкова моста. На другой день мне позвонили (по объявлению) и предложили квартиру у Тучкова моста. Но мы туда не переехали не помню почему. Вот и всё у них так.
Спрашивали кто раньше всех умрет, не помню уж, кого дух указал. Делать этого было не нужно я как бы сама открыла дверь, и туда ввалилась странная толпа каприччиоподобных существ, смесь астральных издевок и смертного холода.
Разговор с Калиостро
(Запись от 29 января 1970 года)
Вопрос: Кто ты?
Ответ: Дух Иосифа Бальзамо, графа Калиостро.
Вопрос: Хорошо ли вам живется на том свете?
Ответ: Нет.
Вопрос: А кому-нибудь на том свете хорошо?
Ответ: О, многим!
Вопрос: Почему вам плохо?
Ответа не последовало.
Вопрос: Ты не хочешь отвечать на этот вопрос?
Ответ: Нет.
(Непонятно, почему вопрошающий перешел на ты, но духу, кажется, все равно.)
Вопрос: Будет ли война?
Ответ: Коне... да.
Вопрос: Когда?
Ответ: 5... 4...
Вопрос: Через четыре года?
Ответ: Да.
Вопрос: Погибнем ли мы все во время войны?
Ответ: Да.
Вопрос: Умрет ли кто-нибудь раньше?
Ответ: Да.
Вопрос: Кто?
Ответа нет.
Вопрос: Ты устал?
Ответ: Да.
Вопрос: Придешь ли ты еще?
Ответ: Да.
от 21.50 до 22.30 (с перерывом)
* * *
Прилагаю к этому еще одно отражение моих занятий спиритизмом. Оно тоже довольно точное, если не считать того, что для пущей таинственности я перенесла действие в Тарту. Стихотворение написано в 1968 году.
Баллада о спиритическом сеансе и тени Александра Пушкина
И как ленивый вол
Луна взойдет над Тарту,
И посредине марта
Поставлен круглый стол.
Три бедные студента
Склонились над столом,
И алфавит и цифры
На столике мелко́м.
Там духов вызывают,
И так глаза блестят,
И духи прилетают
И правду говорят.
Нет, в блюдце воплотиться
Не хочется ему и хочется,
Как птица, как девка в терему,
Так он трепещет в блюдце
Уже полуживой,
Ему не улыбнуться
И не взмахнуть рукой.
И вот оно фарфорово
Теплеет и дрожит,
Над буквами летает
И правду говорит.
В муках блюдечко дрожит,
Тень по свечке вниз сбежала...
Ну, фаянсовую жизнь
Начинай теперь сначала.
«Это ты или не ты,
Или вечный и шальной
Дух назвался вдруг тобой?»
«Что, Александр Сергеевич,
Будет ли война?»
А он не понимает
И скок на мягкий знак.
«Чегой-то я не понял
Будет ли война?»
А он им отвечает:
«Не будет ни хрена».
«Вы, Александр Сергеевич,
Любите собак?»
А он им отвечает
На это: «Еще как!»
В муках блюдечко дрожит,
Тень по свечке вверх бежит.
Или вечный и шальной
Дух назвался вдруг тобой?
Чтоб увидеть блеск свечи,
Как ладони горячи,
Боль стекающих минут
Ты забыл и бросил тут?
Электричество зажгли...
Так неловко стало вдруг
Будто кто-то нас обидел,
Будто кто из темноты
Видит нас, а мы не видим.
В муках блюдечко дрожит...
О том, как добраться на такси с одного конца города на другой, имея в кармане две копейки
Это возможно, но только при явной и нескрываемой помощи ангела-хранителя или иной потусторонней силы.
Покачиваясь и в расстроенных чувствах, вышли мы с Сергеем, моим покойным теперь другом, из дома, где только что разразился чудовищный скандал, настоящее побоище (см. «Теория и практика скандaла»). Сергей был одним из тех редких людей, которые рождаются, чтобы напомнить нам, что человек задуман и мог получиться гораздo лучше, чем это произошло на самом деле. Он был красив и благороден, чист и наивен, но по какой-то нелепой случайности посвятил себя занятиям каратэ и культуризмом, когда то и другое было еще запрещено, и преуспел в этих искусствах. Любил же он математику и французскую поэзию. Бодлера, Верлена он мог читать наизусть долго, правда, выговаривая слова до неузнаваемости по-русски. В драку и скандал он был, конечно, втянут мною. Вышли мы на улицу, разгоряченные и пьяные, и не вспомнили, что ни у него, ни у меня нет денег на такси, а иначе добираться было невозможно, поскольку я на ногах не стояла. До угла Московского проспекта Сергей нес меня на руках, а там поставил на землю и стали мы с ним ловить такси. Я, как глупая собачонка, выбегала прямо под колеса, и машины, шарахаясь, проносились мимо. Кстати, рука у меня была порезана и я была вся в крови. Тут я заметила такси, стоявшее у обочины, подошла и спросила как можно более трезвым голосом довезет ли до Новой деревни. Шофер, не глядя на меня (он копался в бумажнике), спросил нет ли у меня двушки по телефону позвонить. Я обрадовалась и вытащила из кармана двушку (единственная наличность, которой я обладала) и, крутя двушку окровавленной рукой, ответила: довезешь дам двушку. Он взглянул на меня и немедленно умчался. Тут Сергею удалось все же остановить машину. Мы сели в нее, все еще не задумываясь о расплате. Bнезапно шофер заметил, что я вся в крови, и попросил не пачкать машину. Самая идея, что моя чистая, алая, жертвенная кровь может запачкать его занюханную и заплеванную колымагу глубоко меня возмутила, что я и высказала ему примерно такими словами: ах ты шлюха, ты возишь кого попало, и еще... Поглядывая на могучего Сергея, шофер с мрачной решимостью прошептал: «Вылезайте, денег не надо, только вылезайте».
Мы вышли и обнаружили себя уже у Казанского собора. Поникшая, я сидела на краю тротуара, пока Сергей не поймал еще одну машину. В ней уже мы начали громко выяснять отношения и обвинять друг друга в случившемся. Шофер некоторое время одним ухом прислушивался к нашему разговору, а потом обернулся и онемел от удивления и обезумел от радости. «Сережа, воскликнул он, это вы?» И он cтал бурно рассказывать о своих впечатлениях от какого-то подпольного чемпионата по культуризму, и в каком восторге он от Сергея, и какое это счастье и честь везти его в своей машине. Он довез меня до дому и, прервав свой рабочий день, пригласил Сергея еще выпить. Сергей согласился, отнес меня домой, поскольку я уже совсем не могла идти, и они уеxали. Вот так я добралась до дому совершенно бесплатно, даже две копейки не пригодились. А прямой ведь путь был в милицию и в вытрезвитель. Ан нет. И конечно, это не простое совпадение и стечение обcтоятельств. Просто охраняющим меня силам было ясно, что из милиции в таком настроении, состоянии и при таком могучем спутнике мне уже не выйти.
Некоторые сны и толкования их
Не знаю наяву это было или в тонком сне. На третий день после смерти тети Берты, которая меня вырастила, мы прожили с ней вместе тридцать лет, я лежала на диване в отчаянии и легкой дреме и вдруг увидела, что у входной двери стоит она, умершая, и зовет меня к себе. Я встала и подошла к ней в безумной надежде... Но когда я уже хотела взять ее за руку... Она стояла там голая... Вдруг она стала превращаться в страшного демона и сама схватила меня за руку. Невероятный ужас и обида затопили меня оттого, что демон смеет явиться в таком любимом образе. Демон стал душить, и я приготовилась уже погибнуть, как вдруг догадалась в последний миг перекреститься перед лицом его крестом отогнать, и демон дрогнул, еще раз и он исчез.
Я очнулась на диване в полной уверенности, что это был не сон. Я и сейчас думаю, что это происходило в нейтральном пространстве между сном и явью, в промежутке. С тех пор я научилась креститься во сне, если мне там угрожала опасность.
Строго говоря сны, как и вдохновение, выпадают из течения жизни, они не она, а между тем, что важнее для нашей души снов, и что лучше для нее вдохновения.
Тетя, не очень много читавшая при жизни, в снах казалась всеведуща. Она явилась мне во сне (настоящем на сей раз) и сказала: я за тупым углом. Смысл этих слов ускользал от меня, пока я не прочитала Николая Кузанского и его рассуждения об острых и тупых углах. У него тупой угол начало бесконечности. Как странно! говорят в таких случаях японцы. Она могла бы проще сказать об этом. Как странно, что она выбрала именно термин средневекового монаха!
Как при переходе из одной масонской степени в другую сообщают возвышающемуся новую тайну, так бывают и сны, что могут присниться только подготовленному, продвинувшемуся. Они как веха, как весть о том, что худо ли, бедно, а мы перешли в другой класс.
В середине восьмидесятых ранней весной явился мне во сне большой экран, он разделился на четыре малых крестом, на каждом таинственное телевидение показывало одно и то же изображение Христа, несущего Крест. Он был виден по пояс, по лицу Его текли слезы. Потом экран погас и, снова загоревшись, показал Уробора, змея, кусающего свой хвост, символ, как известно, вечности. И пока он, зеленоватый, еще был виден некий голос произнес: «Это одно и то же».
Этот сон не вмещался в мое разумение, но я чувствовала, что он важен, важен как истинное происшествие жизни.
Стоит добавить, не касаясь непостижных смыслов этого сна, что, скорее всего, он просто обозначил мою «стоянку» на тот момент моего развития. В мусульманской мистике проникновение в круг лежащего дракона есть совмещение Луны и Солнца внутри души, что, судя по тогдашним стихам, тогда во мне совершалось. Их совмещение это одновременно и затмение, и просветление. Отчасти «нигредо» в алхимии означает то же самое. Человек неподготовленный, приблизившись к дракону, погибает. Сон был зна́ком, что этот трудный отрезок пути, которого все равно не избегнешь, я все же прошла.
Еще раньше снился мне Антихрист (см. Западную элегию из «Элегий на стороны света»). Он плавно опустился с неба прямо в толпу на Черной речке, за ним летели вертолеты. Он благословлял людей, упавших на колени, и когда он проходил мимо меня, я подняла глаза и увидела его чудовищный мертвенный взгляд. Он понял, что я узнала его, и прошел мимо, не благословив, совершенно равнодушно. Сон этот был жуток.
Другие страхи
Удивительно то, что человек существо залетное, по природе своей космическое, так трепещет, так содрогается от любого дуновения иных миров. Наивный, как дерево, пускающее длинные корни в утлую обреченную землю, цепко внедряется в эту жизнь, строит дом, сгорающий у него на глазах.
В электричестве есть что-то жуткое, оно иррационально. Иной раз подумаешь только ночью а вдруг свет погаснет что делать? как он и гаснет необъяснимо. То есть, конечно, приличия соблюдены причина находится, но... Вообще, я думаю, с внедрением электричества в жизнь человеческую кончилась эпоха видимых бесов и ведьм они все куда-то подевались может быть, они нырнули в провода электрические, в шнуры и свет этот нездоровый, дурной. Потеряв рога, копыта, мучаются в нем, вся их сила мелкая уходит на это (см. «Проводы бесов в провода»). Но какое-то их число все равно живет по-прежнему, они-то и занимаются ночными страхами... Однажды я осталась дома одна, не считая кошки. Хотя в данном случае ее обязательно надо приметить. Все было тихо и спокойно, я читала перед сном, хотя и слегка настороженно, как всегда наедине с ночью. В комнате этой иногда слышались стуки и заподазривалось обитание домового или, может быть, лар, не уехавших с прежними хозяевами. Но в этот раз все было мирно, кошка дремала в ногах. Я совершенно забыла о страхах и увлеклась чтением, как вдруг услыхала: скреб-скреб будто лапа царапает одеяло. Я спокойно перевернула страницу, даже не взглянув на кошку. Но когда это повторилось, я все же отвлеклась от книги и спросила: «Мисс, что с тобой?» Ответом был тот же звук. Тут я увидела, что кошки-то на кровати нет, что она, незаметно спрыгнув, безмятежно спит в углу. Кто же скребется? Этого я так и не узнала, замирая от ужаса, перебралась в другую комнату и там уже не спала до света.
Собственно, к чудесным относятся и такие явления, которые, не имея в себе ничего сверхъестественного, всё же как бы и не вполне принадлежат к этому миру. Они так редки, что не всякому доводится наблюдать их, даже и в долгой жизни. Смерч, например. В детстве я видела это бешено несущееся по морю веретено и всё вокруг перенеслось в иное измерение, купальщики бешено и беспомощно колотили руками море, пытаясь достичь суши раньше, чем смерч настигнет их.
Вид шаровой молнии тоже ошеломляет. Мне было лет десять, когда мы с мамой в Кавголове посреди лета заглянули однажды в чайную. Еще были тогда такие деревянная, уютная. В углу буфетчица разливала чаи, над ней висела радиоточка (скорее, похожая на круг тарелка). Народу почти не было, мы сели у окна с отворенной форточкой. Был серенький милый денек, и слегка парило. Почему-то вдруг мама (ей вообще свойственны иногда вспышки ясновиденья, предчувствий) предложила пересесть поближе к буфету. И только мы это осуществили, как в форточку плавно и стремительно влетел огненный шар, размером с мою тогдашнюю голову, слегка завис там, где только что находился мой мозг (если бы две эти сферы совместились, конечно, осталась бы только одна), и, помедлив, влетел в радиоточку, в ней и растворился. Радио замолчало. Мечта об огненной голове осталась.
Почти в любых воспоминаниях мы находим свидетельства о странных происшествиях, призраках, духах и прочих прорывах ветхой ткани «реального» бытия. Будь то явление тени Петра Великого Павлу или целого сонмища духов, напугавших бесстрашного Бенвенуто Челлини в Колизее. Можно было бы составить целую энциклопедию сверхъестественного, пусть эти заметки будут моим вкладом (очень скромным) в этот будущий свод. Оно случается, духи посещают нас и не важно, как мы понимаем их и чем они являются на самом деле издевкой, насмешкой или помощью. Они проходят сквозь запоры в нашу трехмерную тюрьму. Ничего не поделаешь в моем случае (в противоположность, к примерy, Блаватской) они бедны и скупы. Немудрено самое чудесное и таинственное явление в моей жизни, повторюсь, это стихи.
февраль 1996
* * *
Еще два кратких и сухих свидетельства о гаданиях.
Во время войны моей малолетней тете Лиле (я ее так и не увидела) на вокзале цыганка взглянула на руку и сказала: «Ты, девочка, не переживешь 16 лет». Так и случилось. Вернувшись в Ленинград в 45-м году, она погибла, попав под трамвай на Литейном.
Однажды в разгар какой-то многолюдной пьянки в 75-м году знакомая дама, сидевшая рядом, долго всматривалась в мою жестикулирующую руку. На миг схватила ее и вскрикнула: «С вами или с кем-то из близких вот-вот случится несчастье, связанное с головой. Не то удар, не то кирпич на голову упадет». «Несчастье с вами будет в эту ночь», растерянно пошутила я. Через два дня у тети случился инсульт, сведший ее в могилу. Перед этим в дом влетела странная птица вернее, птенец, отбившийся, что ли, от стаи. Он долго летал и бился о стены. Перед тем как его выпроводить, я взглянула на тетю. Она смотрела на него, и взгляд ее был обреченный и знающий. И это не единственный случай, когда птица, влетающая в дом, приносит смерть. Это зловещий и верный знак.
Мои сны чаще говорят о каких-то внутренних переменах, а вот моей маме иногда снятся вещие сны. Перед арестом ее отца (а потом еще и мать арестовали) ей снилось, что в дом пришли странные огромные существа, одно из них держало в руках бритву. Лица их были чем-то закрыты. Они схватили отца и отрезали ему голову бритвой. Потом так же поступили и с матерью. Потом они схватили маму, один из них занес бритву, но вдруг отпустил ее. Действительно, родители исчезли в тюрьмах, а с мамой ничего не сделали, хотя ей было уже шестнадцать лет и в этом возрасте часто сажали.
Маме вообще иногда свойственно ясновиденье. Однажды, когда она была в отъезде, я попала в милицию (см. «Моя милиция»). Это было сильное переживание, я провела ночь в кутузке. Дня через два мама приеxала и, едва войдя в комнату, едва взглянув на меня, спросила: «Ты что, в милиции была?»
Кстати, дама, гадавшая так верно по руке, рассказывала, что этому обучила ее старая цыганка. Она остановила ее на улице и сказала: «Девочка, у тебя черные глаза, и я хочу учить тебя. Я не могу умереть, не передав мое знание, а все мои погибли на войне».
И действительно, цыганка стала учить ее разным гаданиям. А потом сказала, что самые страшные и последние знания она пока не может ей передать еще молода. А вот когда исполнится ей восемнадцать, она ей все сообщит. Она отдала ей на хранение книгу, якобы из кожи святого, и велела не открывать до ее приезда и уехала. Старшая сестра этой дамы, зная, как дорога ей эта книга, однажды во время ссоры схватила ее и выбросила в деревенский сортир. «Я ей и по сей день этого не простила», сказала моя знакомая. Так она и не узнала последних тайн, но все же она знала немало.
Окончание книги
|