С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 -    )


(12.X.99 - 15.III.00)


Сентябрь
  Август4   5   8   10   12   15   18   19   21   24   26   28   30Октябрь  

Дмитрий Кузьмин   Написать автору

        Алексей Верницкий - основатель сайта своего имени, в последние два года удалившийся от дел и ничем не проявлявший своего присутствия в Интернете - неожиданно выступил с новым проектом. Собственно, ничего еще не сделано - просто существует направленное ряду лиц письмо с изложением идеи и просьбой посодействовать в доведении ее до сведения литературного сообщества. Что дает мне право высказаться публично по этому поводу, не дожидаясь реализации проекта, - на правах заказанной автором рекламы (плавно переходящей в антирекламу).
        Суть в следующем. Я всегда мечтал, пишет Верницкий, знакомиться с новыми произведениями интересных мне авторов как можно оперативнее, в идеале - по мере их появления. И всегда на пути этого желания становились различные посредующие фигуры. Редакторы журналов, во-первых, долго выдерживали нужные мне тексты, во-вторых, отбирали из них по своему вкусу (а мне бы хотелось читать всё или, может быть, не то, что выбрали они), в-третьих, придавали "в нагрузку" к интересным мне авторам других, мне неинтересных... И вот теперь Интернет позволяет избавиться от посредников. (Тут, казалось бы, напрашивается привычный переход к истории про Интернет как идеальный самсебяиздат - откуда дальше вся логика событий уже расписана по нотам: каждый создал себе по домашней страничке, куда никто, кроме него самого, не заходит, в результате чего заново возникает потребность структурировать литературное пространство, учредить журналы, конкурсы и т.п. - словом, возродить различные посреднические институты; но весь этот логический блок Верницкий обходит на вираже.) Ведь как бывает в жизни? У писателя есть круг друзей и знакомых, которым он показывает свои творения. Наша проблема в том, что мы не входим в число этих друзей и знакомых. Представим себе, что мы можем моментально в это число войти, - и проблема решена. Каждому желающему писателю организуется персональный лист рассылки, и на все такие листы можно подписаться централизованно, в одном месте. Читатель заходит в это место и выбирает авторов. От каждого избранного автора ему начинает приходить рассылка с новыми сочинениями. Вот, собственно, и все.
        Первые мысли, приходящие в голову при знакомстве с этим проектом, идут от обыденных реалий. Ясно, например, какие авторы окажутся первыми желающими (круг персонажей, упорно пытающихся опубликовать свои шедевры - зачастую одни и те же - на максимальном количестве разных сайтов, уже выкристаллизовался). Ясно, как опять и опять будут возникать скучные разговоры об авторском праве (ведь автору предлагается, по сути дела, рассылать новые, никем не виданные тексты по частным каналам связи совершенно незнакомым людям, - кто и какие в такой ситуации может дать правовые гарантии?). Но это всё не о том, не о том. Задумавшись, понимаешь, что дело гораздо глубже.
        В сущности, в рамках такого проекта всякий читатель получает возможность составить свой собственный журнал. Больше всего это напоминает старый фантастический рассказ Ильи Варшавского "Молекулярное кафе": там граждане получали возможность самостоятельно составить любое блюдо из практически неограниченного набора кулинарных ингредиентов (и сидел, помнится, бедный мальчик, ковырялся в какой-то гадости и не мог понять, отчего по отдельности соленые огурцы и мороженое - такая вкусная вещь, а вот вместе...). Тут нам, впрочем, не привыкать: классические наши "толстые журналы" всегда являли собой именно такое блюдо - соленые огурцы с мороженым (и борьба шла и до сих пор идет только за то, чтобы огурцы были без гнили, а мороженое - без канцерогенных добавок). Так что пуант ситуации не в этом.
        Вкус читателя, его представления о литературе ставятся в этом проекте во главу угла. Берутся как данность, как точка отсчета. Это значит, что, парадоксальным образом, возникает оппозиция традиционному подходу профессиональной литературы с другой стороны, чем уже сложившаяся в Интернете. Означенный традиционный подход состоит, грубо говоря, в том, что писатель выступает как субъект, читатель - как объект, а литературный процесс - как среда, в конечном счете призванная обеспечить наилучшее воздействие субъекта на объект. Контрпроект под названием "Сетевая литература" состоит (как я попытался показать в последней своей статье на эту тему) в том, что читатель из этой системы исчезает, и на место задачи ориентирования и формирования читателя встает задача удовлетворения и самоудовлетворения писателя. Проект Верницкого призван, напротив, превратить читателя в субъекта литературного процесса.
        Дальше можно было бы пуститься в рассуждения о том, что такое превращение означает перестройку культурного механизма по рыночной схеме: спрос определяет предложение, провести аналогию с концепцией социального заказа и с известным проектом Комара-Меламида (когда, если помните, рисовали картину по заявкам публики), и т.д., и т.п... Но, как завещал нам любимый беккетовский персонаж, "не будем пока предварять". В Сети покамест традиционный профессиональный подход имеет не слишком сильные позиции - и идеологической схеме, стоящей за проектом Верницкого, придется конкурировать (если, конечно, дойдет до дела) не с журналом "TextOnly", а с конкурсом "ТЕНЕТА". Любопытно будет посмотреть, кто кого сборет - слон или кит.


Вернуться на страницу
"Авторские проекты"
Индекс
"Литературного дневника"
Подписаться на рассылку
информации об обновлении страницы

Copyright © 1999-2000 "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Яндекс цитирования
Баннер Баннер ╚Литературного дневника╩ - не хотите поставить?