Молодежная литературная премия "Дебют", наконец, вручена. "Официальный" экспресс-анализ результатов опубликован мною в Газете.ру (с мелкой и бессмысленной редактурой, убивающей смысловые нюансы). Неофициальные мемуары Курицына также начаты публикацией и читаются, как обычно, с наслаждением, нисколько, впрочем, не приближая к пониманию случившегося (впрочем, подобной задачи Курицын отроду перед собой не ставил). Скажу теперь, значитца, и я на правах лица неофициального.
Сначала о премии "Дебют" в целом, как о проекте. Вынесем за скобки естественную радость от того, что младшее литературное поколение впервые стало объектом серьезного стороннего интереса, и посмотрим, насколько серьезные формы этот интерес принял.
Прежде всего, бросается в глаза некоторая жанровая неразбериха. Много ли вы видали литературных премий, рекламу которых круглые сутки крутят по всем телеканалам страны? А премий, на соискание коих подается 30 тысяч работ (причем организаторы все время на это напирают)? То-то. Эти черты (как и некоторые другие свойства "Дебюта") характерны не для премии, а для литературного конкурса другого основного жанра культурного состязания. У этих жанров несколько существенных различий. Во-первых, конкурс центрирован на произведении, а премия (даже если она вручается за конкретное произведение) на авторе: конкурс формирует библиотеку текстов, премия пантеон личностей. Во-вторых, конкурс в пределе структура вполне открытая (заявить о своем желании участвовать может кто угодно: инициатива снизу), а премия опять же, в пределе выбирает достойнейших из уже зарекомендовавших себя (инициатива сверху). Поэтому для конкурса естественно стремиться к максимизации числа участников (чем больше желающих тем больше резонанс и престиж), а для премии к ограничению (поскольку резонанс и престиж обеспечиваются всякими априорными обстоятельствами: составом жюри, кругом ранее избранных авторов, к которым присоединяется новый лауреат, и т.п.). Конкурс производится тогда, когда ощущается недостаток некоторого явления: молодой литературы нет, ее надо где-то (непонятно где) искать; премия учреждается тогда, когда явление в достатке или даже в избытке, и в этом избытке нужно правильно сориентировать как читателей, так и профессионалов: первоклассных молодых авторов много, но надо разобраться, кто из них наиболее перспективен. Нетрудно заметить, что "Дебют" изначально исходил из первого представления, а не из второго, а потому и проводился скорее по правилам конкурса, чем по правилам премии. Между прочим, отсюда и название проекта. Инициаторы "Дебюта" полагали, что литература поколения 20-летних никем не собрана и никому не известна, что где-то в провинции, вероятно, сидят невостребованные молодые гении, в то время как в столицах обыскались нового слова.
Эта исходная посылка не имеет ничего общего с действительностью, что и подтвердили, в основном, результаты. Значительная часть участников шорт-листа (а в поэтических номинациях и предшествовавшего ему лонг-листа) тем, кто следит за работой младшего литературного поколения, хорошо известна, о чем я уже писал в Газете.ру (а если организаторы "Дебюта" не следят кто, спрашивается, виноват?). С другой стороны (и тут мне придется раскрыть небольшой секрет) бОльшая часть этой значительной части на объявленный конкурс ничего не подавала: напротив, на соискание премии я этих авторов выдвинул своим волевым решением; это относится, в частности, к трем из четырех участников шорт-листа в номинации "Малая поэтическая форма", включая победителя в этой номинации Кирилла Решетникова.
Неадекватные представления инициаторов премии о подлинном положении дел в молодой литературе сказались и в других вещах. Так, возрастное ограничение до 25 лет внешне выглядит привлекательно (цифра круглая), но по сути не значит ровно ничего; меж тем, не устаю повторять, литературное поколение не чистая абстракция, у него есть реальные границы, обусловленные формирующими творческое сознание авторов культурными переломами; сегодня младшее литературное поколение объединяет авторов, которым меньше 31-32 лет (т.е. сформировавшихся после 1988-89 гг.), и это поколение оказалось разрезано условиями "Дебюта" пополам.
Другой пример. Выделение в особую номинацию "крупной поэтической формы" (т.е., собственно, поэмы или тяготеющего к поэме цикла) также выглядит привлекательно (раз проза бывает малая и крупная, то и поэзия должна), но отражает слабое представление организаторов о реальностях текущего литературного процесса: поэма, по сути дела, умирающий жанр, ею и в старших-то поколениях занимаются считанные единицы, а из серьезно работающих молодых почти что и никто. Неспроста все три текста, попавшие в шорт-лист по этой номинации, поэмами можно назвать с более или менее серьезной натяжкой: это последовательности слегка связанных между собой отдельных текстов; в лонг-листе было всего 6 названий (меньше, чем в драматургии!), из коих лишь одна поэма в полном смысле слова (блестящий, повторяю не в первый раз, текст Романа Карнизова увы, он оказался жюри не по зубам).
Итак, первый вывод: концептуально "Дебют" был продуман плохо. Эта непродуманность пагубно сказалась на дальнейших стадиях разворачивания проекта.
Как известно, 30 тысяч работ читали эксперты-ридеры, осуществлявшие предварительный отбор (т.е. формировавшие лонг-лист, с которым уже начинало работать официальное жюри). Список экспертов не оглашается (и правильно), поэтому поверим, что в принципе все они достаточно квалифицированы для такой работы (т.е. не просто сами являются профессионалами, но и обладают весьма широким кругозором, позволяющим воспринимать яркое и свежее в какой угодно художественной традиции). Но никакой общей установки этим экспертам дано не было, свою задачу каждый из них понимал по-своему, кто-то читал двести-триста работ, а кто-то две-три тысячи... И по распространявшемуся на ноябрьской пресс-конференции "Дебюта" расширенному лонг-листу (с аннотациями экспертов по каждому тексту) хорошо видно, что исходили эксперты из совершенно разных позиций. Один эксперт сопровождает текст характеристикой размером в добрую страницу машинописи: "Автор как бы уравнивает в правах себя и свои маски в отличие как от того же Рубинштейна, позиционирующего себя в тексте только как режиссера, так и от, например, Некрасова, у которого авторский голос всегда доминирует..." и т.д. модальность нормальной литературной критики; другой эксперт рекомендует 12-летнюю девочку, ограничиваясь при этом формулировкой: "Очень серьезный и одаренный подросток. Обратить особое внимание!" Ясно: первый эксперт работает на литературную премию для молодых, но абсолютно состоявшихся авторов; второй на конкурс для подающих надежды (сколь угодно смутные) юных дилетантов.
С этой двусмысленностью происходящего не удалось на завершающем этапе справиться уважаемому жюри. Шорт-лист при сопоставлении с лонг-листом вызывает ряд вопросов. Во всех номинациях в него вошли три или четыре произведения между тем как совершенно очевидно (и по отзывам экспертов, и по количественному составу лонг-листа, и по степени известности авторов), что средний уровень работ в номинациях значительно различался. Почему нельзя было расширить шорт-лист по "малой поэзии" (тем более что Положение о премии никаких ограничений здесь вообще не устанавливает зато ограничивает состав лонг-листа десятью работами в каждой номинации, что неразумно, а потому и не было выполнено)? Непонятно (и сами члены жюри кулуарно на этот счет недоумевали, кивая на организаторов). Почему нельзя было, на худой конец, перебросить часть работ из "малой поэзии" в "крупную поэзию", где средний уровень, по общему мнению, был ниже, тоже непонятно. Как можно было оставить за пределами шорт-листа, скажем, Галину Зеленину или Ирину Шостаковскую не разумею. Но это всё детали важнее другое: само жюри также не смогло дать себе стопроцентно четкий ответ, в каком жанре оно работает. Наиболее показательный пример попадание в шорт-лист юной писательницы из Саратова Оксаны Ефремовой с по-своему милым и забавным рассказом про то, как молодого человека посадили в тюрьму, а он возьми да напиши в тюремной анкете, в графе "Род занятий" "продюсер"; тут-то его и поставили организовывать в тюрьме художественную самодеятельность. К реальности (тюремной или иной) текст не имеет никакого отношения, это такой гибрид первой новеллы "Операции "Ы"" (где бравый Шурик перевоспитывает тупорылого хулигана) с американским фильмом про то, как один умница-зэк сделал из тюрьмы биржу; правда, в конце автор спохватывается и воздерживается от голливудско-мосфильмовского хэппи-энда, но правдоподобней от этого не становится. В принципе для провинциальной городской газеты такой текст, если его поджать до размеров полосы (максимум разворота), вполне кондиционен, но при чем здесь литературная премия национального масштаба? Вот если имел место конкурс не лишенных способностей новичков тогда, может быть, и такая стилистика заслуживает того, чтобы 18-летнего автора пригреть и поддержать...
В результате на заключительный недельный семинар для участников шорт-листа собрались авторы, несопоставимые ни по уровню творческой самостоятельности, ни по уровню рефлексии над собственными (и чужими) сочинениями. Разговор в одной и той же модальности был для этих авторов изначально невозможен. Интуитивно большинство участников семинара и со стороны соискателей премии, и со стороны, скажем так, их старших товарищей это чувствовали: при обсуждении одних текстов речь шла о конкретных достоинствах и недочетах конкретного сочинения, при обсуждении других о более или менее глобальных проблемах современной литературы и культуры, которые этими текстами так или иначе ставятся (понятно, что тексты первой категории так сказать, из конкурса, а второй из премии). Но тут не лишне спросить: а зачем вообще для такого семинара была выбрана такая литинститутско-студийная форма? Не правомернее ли было бы разговаривать с авторами пусть молодыми, но настолько состоявшимися, что реально претендуют на общероссийскую литературную премию, на равных? Члены жюри, ведшие семинар, и прежде всего Бахыт Кенжеев (между прочим, поразивший меня неподдельным интересом к поэтикам, совершенно чуждым ему самому как автору) к разговору на равных искренне стремились но такой разговор требует другого жанра, студийный разбор текстов изначально нацелен на ситуацию "мастер ученики"... Не говоря уже о том, что для такого студийного разбора неделя не нужна (и в самом деле: управились за четыре дня, а дальше члены жюри разъехались, а молодые авторы оказались предоставлены сами себе).
На фоне такой концептуальной и организационной невнятицы финальные результаты список из пяти лауреатов выглядит, честно говоря, не вполне заслуженной, но от этого еще более заметной удачей (при том, что лично я бы в четырех номинациях из пяти принял бы другое решение). Кирилл Решетников и Данила Давыдов в самом деле яркие и значительные фигуры в младшем литературном поколении. Повесть Сергея Сакина и Павла Тетерского потенциальный молодежный бестселлер, но любопытна не только этим (бестселлерам незачем давать премии: их нужно печатать, и они будут сами себе премии), а убедительной работой со сленгом, эффектным приемом двухголосного письма в рамках дневниковой конструкции (доля каждого из авторов дается своим шрифтом), нюансами выстраивания образа рассказчика (вслед за Лимоновым, Ерофеевым-старшим, Евгением Харитоновым, Ильяненом, Могутиным, Михаилом Федотовым все это разные варианты создания в тексте тонкого зазора между автором и рассказчиком); то, что некоторые из членов жюри с сочувствием говорили о присущих повести имморализме и антиполиткорректности, кажется мне некоторым недоразумением, поскольку этот зазор, ставящий авторскую позицию над рассказчиками с их имморализмом и антиполиткорректностью, в тексте, на мой взгляд, вполне очевиден (мало ли что сами авторы не склонны на словах в этом признаваться!). Пьеса Василия Сигарева внятная, лаконичная, вполне театральная, автор достойный ученик своего мэтра Николая Коляды, сочетающий остросоциальную злободневность с экзистенциальным (чтоб не сказать экзистенциалистским) пафосом ("Я писал житие святого!" твердил автор в ходе полуприватного обсуждения). И разве что поэма Екатерины Боярских вполне симпатичная сама по себе (обо всем этом я писал подробнее в той же Газете.ру) не свидетельствует, кажется, пока о творческой зрелости автора.
Другое дело что, на мой вкус, стоило бы иначе расставить акценты с учетом просматривающихся тенденций развития молодой литературы. Решетников блестящий версификатор, единый в трех лицах. Первый Решетников виртуоз этнографически окрашеной архаики: значительный массив текстов построен как реконструкция мировосприятия древних енисейских народов (специалистом по языку которых является автор); могут возникать параллели, самая напрашивающаяся с Клюевым, но Решетников, как и Клюев, не стилизатор, поскольку поэтики, которую он как бы воспроизводит, не существовало в реальности; это позволяет Решетникову лепить ее по своему усмотрению, подгружая к ресурсам русской архаики дополнительные античные и средневековые средства (нельзя не отметить исключительную поэтическую технику в метрических и строфических построениях, вплоть до реставрации секстины средневековой формы, вымершей ввиду технической сложности, в тексте "Над крышей Лель румянец разостлал..."). Второй Решетников тонкий и одновременно пылкий лирик, вырастающий из позднего Михаила Кузмина и немецкого экспрессионизма. Наконец, третий enfant terrible, сущий маленький дьявол, выступающий (с чтениями и концертами) под маской Шиш Брянский: предельно злые и точные сатирические миниатюры обращены прежде всего против стереотипов либерально-интеллигентского миропонимания, непременно задевая какие-то его сакральные, табуированные фигуры, в частности фигуры поэтов, от Пушкина до Самойлова. Все это замечательно, но для современной русской поэзии, в том числе молодой, достаточно экзотично. Напротив, Елена Костылева, главная соперница Решетникова (как признался при оглашении итогов председатель жюри "Дебюта" Дмитрий Липскеров), яркий представитель самого, может быть, важного, что есть в сегодняшней молодой поэзии: новой, постконцептуалистской искренности, возрождаемого глубоко личностного начала, пронизывающего текст поверх отраженного в тексте знания о смерти автора, нейтрализации дискурсов и тому подобных вещах; на формальном уровне это отыгрывается глубокой, осознанной, выстраданной и выстроенной внутренней свободой, которая лишь поверхностному взгляду кажется безыскусностью и необязательностью. Несколько вульгаризируя, можно сказать, что это русская поэзия после Пригова (тогда как в уважаемых "Новом мире" или "Арионе", скажем, нам пытаются вместо этого предложить русскую поэзию вместо Пригова более или менее успешно делающую вид, что никакого постмодернизма не было и нет). Роль первопроходцев принадлежала здесь Дмитрию Воденникову, Станиславу Львовскому, Дмитрию Соколову, но последние стихи Костылевой ставят ее с полным правом в этот ряд. И именно отметить этот ряд в лице Костылевой, на мой взгляд, было бы самым правильным решением.
Аналогичным образом в драматургии: пьеса Сигарева хороша и вполне профессиональна, но ее стержневой мотив гибель социально неустроенного персонажа в столкновении с абсолютно враждебной средой сегодня уже несколько архаичен. Это же можно сказать о выверенной линейности следующих один за одним эпизодов, жестко проводящих ясно очерченный сюжет. Конкурировавшая с "Пластилином" Сигарева маленькая пьеса Михаила Покрасса "Не про говоренное" полная противоположность: та же, что у Костылевой, свобода от формального канона и мнимая необязательность (в данном случае в следовании слабо связанных сюжетом отдельных сцен), та же легкость дыхания, та же тонкая нюансировка душевных движений... Замечательные диалоги матери с дочерью в пьесе Покрасса почти абсурдистские, явно отсылающие к беккетовским бесконечным тавтологичным проговариваниям, но опять-таки эта беккетовская основа в них заново одушевлена, наполнена личностным переживанием (драматургия после Беккета, а не вместо Беккета). И это как тенденция на мой взгляд, гораздо важнее.
Не буду утомлять читателя сходными рассуждениями по другим номинациям. В конце концов, претензии в непонимании тенденций развития молодой литературы можно предъявлять только тем, кто знаком с соответствующим корпусом текстов, а подозревать такое знакомство в трех из четверых членов жюри (за вычетом, естественно, Курицына) нет никаких оснований: они прочли ровно то, что было в лонг-листе (в частности Костылеву без Воденникова, Львовского и Соколова, не попавших в "Дебют" по возрасту), а потому имели определенное право судить без учета контекста. Потому скажу еще раз: то, что получилось в итоге, очень хорошо (хотя, как всегда, хотелось бы еще лучше).
Несколько слов о перспективах. Конечно, эту премию еще раскручивать и раскручивать и не посредством безумной (и чудовищно непрофессиональной) телерекламы, а прежде всего в профессиональных и околопрофессиональных кругах. Обещана публикация текстов шорт-листа отлично, но важно еще, какое издательство будет этим заниматься (учитывая сильнейшие различия в специфике текстов лучше всего было бы сделать межиздательскую серию: интеллектуальный детектив Антона Фридланда просится к Захарову, сборник рассказов Давыдова в новую серию "Амфоры", весь шорт-лист "малой поэзии" в поэтическую серию "Проекта О.Г.И.", и т.д., так можно охватить одновременно разные читательские аудитории). Главное, однако, разумная подготовка к следующему премиальному сезону. Надо переписывать Положение о премии, убирая из него бессмысленные и утопические элементы (например, ежегодную сменяемость экспертов-ридеров: в этом году и один-то комплект едва-едва набрали); надо пересмотреть сам состав номинаций: "крупная поэтическая форма", как уже было сказано, не нужна, а вот non-fiction не худо было бы и ввести. Надо изживать элементы конкурса, которые премиальному проекту только вредят, а для этого привлекать как можно больше профессионалов к выдвижению кандидатур (вплоть до почему бы не попробовать разок? тотального опроса представителей литературных изданий, издательств, сайтов и т.п.). И еще одно: надо как-то помогать тем нескольким десяткам способных молодых авторов (особенно провинциальных), которые "нашлись" благодаря этой премии, хотя, безусловно, на ее получение рассчитывать пока не могут. Как ясно пока не вполне, но перерастание конкурсной части "Дебюта-2000" в студийную представляется абсолютно естественным и единственно конструктивным завершением нынешнего премиального сезона.
|