С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Апрель | |||
|
Как известно, граница между высказыванием частным и публичным сама по себе достаточно проницаема и пластична а уж в Интернете и подавно. Воплощением этой податливости выступает, в частности, "Живой журнал", предоставляющий вполне легальную возможность предать сколь угодно широкой гласности то или иное высказывание, при этом сохраняя его позиционирование как приватного. В связи с этим жест, предварить который должны эти вводные несколько фраз, выглядит тривиальным: мы с Олегом Дарком решили обнародовать начало нашей переписки, касающейся тем литературных и, в тесном сплетении с ними, нелитературных. Если выйти в метапозицию, то предметом дискуссии является, по-видимому, "тесная связь, взаимное определение политического и эстетического" (формулировка Олега Дарка из последнего по времени письма, которое в эту публикацию не вошло и будет ждать следующей). Но не только. Дорогие коллеги! Фоном беседы служит, кроме того, наша недавняя полемика с Олегом Дарком в "Русском журнале": статья Дарка "Веселое бесчувствие" и мой ответ "Экзистенциальный ужас или мелкие бриллианты?", посвященные книге Линор Горалик "Не местные", а также моя статья там же "Уроки литературы как уроки жизни". Мы не подвергали эти письма никакой правке поэтому в них остались неприкосновенными некоторые чрезвычайно резкие формулировки, равно как и ряд высказываний ad hominem. Точка в этом разговоре не поставлена, продолжение последует; коллеги-литераторы могут к нему присоединиться. Дмитрий Кузьмин Дарк Кузьмину Дима! То, что ты посылаешь подобное приглашение по всем адресам без изъятья, находится в тесной связи со всем комплексом твоих убеждений. Человек вообще зверюга целостная. Он не может быть разным в эстетике и политике. Кто думает иначе, тот заблуждается. Фокусом же твоего комплекса является некое однообразное тоталитарное общество здоровых розовощеких служащих (почему-то они мне все представляются в белых рубашках, не знаю почему): читают одни и те же книги, слушают одну и ту же музыку, говорят на одном языке (в основе его английский, сохраняются, конечно, диалектные различия: французский диалект английского, русский диалект английского и т.д.) Как мне представляется, даже возраст обитателей этого общества унифицирован. Это СШМ Соединенные Штаты Мира. Это счастливое общество без прошлого, потому что прошлое мешает благополучию всегда, и без будущего, потому что будущее предполагает изменения, а изменения тревожат. Я не понимаю, чем антиамериканская истерия хуже проамериканской. Мы любим Америку! вспомни, что ты поэт (то есть ухо), и ты услышишь всхлип, а также звук шлепков по груди (можно также раздирать лицо ногтями). Я готов участвовать только в митинге (впрочем, жанр тут можно обсуждать) и лишь под лозунгом: Мы не любим Америку, но Россию мы не любим еще больше! Мне кажется, это раздумчивое но сейчас же изгоняет из темы всякие всхлипывания, рыдания и шлепки. То, что я сейчас говорю, несомненно, имеет отношение к нашим с тобой литературным разногласиям (точнее, принадлежит к одному с ними полю), но, я надеюсь, не повлияет на нашу взаимную приязнь. Кузьмин Дарку Олег, ну что за химеры у тебя в голове? Я что, похож на розовощекого служащего? Не больше, чем на него похожа Линор Горалик. Дарк Кузьмину Дима! Я посылаю тебе письмо файлом. Будет время прочтешь. Я сбивчив, без черновиков, а тема большая. Захочешь поймешь. А нет, ну, значит, химеры. Самая большая химера, как известно, это другой. Дима, вот хочешь верь хочешь нет, я загадал, что ты ответишь (если ответишь), и угадал очень близко. Правда, кажется, вместо "химер" в моей угадке фигурировали "фантазии". Разумеется, чужое восприятие, почти не доказанное (а что значит "доказать"? написать трактат? Кто ж это будет?), так и кажется: химерами, фантазиями... И так оно и есть. Всякий живет химерами. Вот один знакомый мне литератор (из лучших) пишет, например, что главное в русской литературе, если "отбросить все наносное", "маленький человек и жалость к нему". Химера? Безусловно. Это у Толстого "маленький человек? Пьер, Болконский? И прочие. Ряд имен (и героев, и авторов) можно продолжать. Периферийная и незначительная тема второстепенных писателей (Решетников и др.) превращена в главную. Откуда инфа? как говорят наши читатели из интернета. Из советской школы. Оттуда трактовка, только оценку поменяли. Презрение и гадливость к "маленькому человеку" в русской литературе вот возможное "разоблачение" русской литературы, основанное по крайней мере на текстах. Макар Девушкин "Шинелью" был оскорблен. Кузьмин Дарку Олег, дорогой, меня такой полет мысли совершенно завораживает, я начинаю относиться к тексту как к литературному, а с искусством (настоящим искусством) полемизировать бессмысленно. Я настаиваю на том, что Толстого занимала проблематика маленького человека на свой лад (конечно, не так, как Гоголя, и уж точно не так, как Решетникова). Поэтому Каратаев, поэтому и Пьер (который маленьким человеком как бы не является, но становится волевым усилием, и это позитивный выход; дублетом Пьера является Константин Левин). Общее тут (хоть бы и с Гоголем) то, что герой НЕ ТАКОЙ, как адресаты текста (и его автор), и это очень важно. При этом я Толстого не люблю и в грош не ставлю, а Достоевского люблю очень, но для школьника нужнее Геласимов, потому что Геласимов это мостик: программа-минимум перейти по нему на берег лучшего понимания себя (и другого), программа-максимум добраться, в конце концов, и до Достоевского, который сооружение гораздо более грандиозное и потому с наскока, без подготовки Геласимовым и геласимовыми, для нормального школьника неинтеллигибельное. Я продолжаю не понимать твои инвективы против офиса, никакой аргументации им не вижу: "служащие" появились не вчера и не позавчера, были "совслужащие", была "трудовая интеллигенция", сегодня есть "менеджеры среднего звена", различия есть, но они носят сугубо производный характер от различий сегодняшнего, вчерашнего и позавчерашнего общества в целом. Я не понимаю, каким образом "для Башмачкина" пишется, например, о том (у Линор Горалик), что так называемые "ужасы войны" (второй мировой) можно примерить на себя здесь и сейчас, и то, что ты лично ты (не ты, Олег, а тот "ты", которому адресован текст) с ними разминулся во времени, есть несущественная случайность. Или о том, что́ могла бы сказать Мария Магдалина Иисусу, если бы все происходило сегодня, на фоне сегодняшней культуры и психики современного человека. (А ты говоришь нет прошлого! Прошлое возникает тогда, когда человек напряженно сопоставляет его с настоящим, примеряет на себя, иначе мы имеем дело не с историей, а с археологией, с мертвыми костями в музее.) Или хотя бы даже о том, как шведская семья, в которой все счастливы, распадается из-за того, что одна из двух девушек рожает, а другая нет. Какому Башмачкину все это под силу воспринять? Я не понимаю, как это у США нет других преимуществ, кроме техники, перед Месопотамией. Потому что речь ведь не о том, что в Месопотамии клинопись, а у арабов великая поэзия VII-XIV, допустим, веков: это замечательно и бесспорно, но не имеет никакого отношения к режиму Саддама Хусейна. А речь о том, что в иудео-христианской парадигме существует концепт прав человека, прав личности, тогда как в мусульманской парадигме такой концепт отсутствует. И дикие азиатские режимы в соответствии с этим и действуют. Я знаю классическое возражение: какие там права личности, когда все сводится к тому, что всякому по гамбургеру в зубы, и не выпендривайся. Все это ерунда: достаточно выйти на московскую улицу, чтобы убедиться, что гамбургер существует здесь (и во всем мире) на тех же правах, что пицца и шаурма. А гусиная печенка с арманьяком существует на других правах это, может быть, и печально, но в этом нет ничего нового. С искусством, вообще говоря, ровно та же картина. Я не понимаю стенаний по поводу пропавших 14 веков. Для того, чтобы пропасть (скажем, из культурного горизонта современного человека), они сначала должны быть в наличии (скажем, в культурном горизонте человека предыдущей эпохи). Не было такого никогда! Представление среднего человека (пусть даже среднего интеллектуала) о прошлом, об истории всегда было сугубо поверхностным. Всякая эпоха, всякая культура отбирала себе прошлое по своим надобностям, безжалостно выбрасывая остальное. И современность хороша уже тем, что сегодня мы научились отдавать себе в этом отчет а значит, как-то с этим бороться. Сопротивление ислама христианству это, на сегодняшний день, сопротивление традиционализма модернизации. Традиционализм это в самом деле прошлое, но это омертвленное прошлое, не позволяющее развития и не подлежащее рефлексии. Агония культуры начнется в том случае, если традиционализм победит. Пока этого нет. Другое дело что тебе может не нравиться направление эволюции культуры (вот и исламским фундаменталистам оно не нравится). Но такого рода недовольство следует тщательно аргументировать, чтобы оно не принимало характер каприза (не хочу дождя, хочу солнышка!). Я не расценивал твое посвящение чеченским террористам как либеральный жест. Я расценил его как интерпретацию их действий и их судьбы в античной системе понятий что и верно, потому что мировосприятие этих людей чудовищно архаично. Человек, выпавший из своего времени и действующий по законам иного времени, трагичен. Но для этого времени для настоящего и для будущего он прежде всего угроза (а уж потом жертва, герой и т.п.). Прошлое может существовать в настоящем либо как опыт, либо как угроза (либо как мертвая сумма никому не интересных фактов). Как опыт оно должно быть усвоено и продолжено. Как угроза уничтожено. Дарк Кузьмину Дима! Не подумай, что я все то время сочинял ответ: тривиально вырубился телефон. Конечно, письма в 9 (девять) страниц это графомания. Я помню, как ты мне сказал (на поэтических посиделках Светы Максимовой) на мое полушутливое: я буду с тобой полемизировать (не помню о чем) А есть где? (с озадаченно-удивленной интонацией). Негде. Ну где я напишу о том, что мне нравятся твои эссе. Ты мне кажешься человеком абсолютно порядочным. Я узок. Меня по-настоящему интересует одна литература (остальное фон), по ней и сужу. В литературе ты безукоризнен. Но посмотри, кто идет за тобой. Карл Хаусхофер был человеком честным, необыкновенно одаренным. Жена, между прочим, еврейка. В его доме бывал Гитлер. Просто Хаусхоферу был интересен этот угрюмо-пылкий человечек. Хаусхофер в своих геополитических теориях был предтечей фашизма. Но он-то имел в виду духовную экспансию и захват. А что вышло? Обнимаю. Твой Дарк. Спасибо, Дима, за высокую оценку моего письма. А то в форуме РЖ меня назвали глуповатым, как само собой разумеющееся (не видел мне хватило форума по поводу моей филиппики о Норд-осте, но добрые люди передавали). Однако же тут есть связь. Ты говоришь, мое письмо произведение искусства, то есть поэзия, говоря по старинке. Пушкин уверял: поэзия должна быть глуповата. Я глуповат. Значит, моя глуповатость порождает мою поэзию (произведение искусства). Кузьмин Дарку Олег, ну, я, опять-таки, не могу соответствовать ни по масштабу, ни по накалу. Я как-то вижу это всё проще и определеннее мне не из чего тут развернуть античного уровня конфликт. И в то же время меня не оставляет впечатление, что именно ты спрямляешь, неглижируешь оборотной стороной медали, получая на выходе тоже, по сути, плакат. Вот смотри: я тебе объясняю, что человек, выпавший из времени и пытающийся навязать дню сему закон дня давно прошедшего, опасен и для настоящего, и для будущего, а ты мне объясняешь в ответ, что выпадать из времени свойство поэта, и ссылаешься на Мандельштама, который ничей не современник. Ну, во-первых, Мандельштам тут же еще и "человек эпохи Москвошвея", и кто-то остроумно заметил, что память об этом самом Москвошвее будет жить в веках исключительно благодаря этой мандельштамовской строчке. Т.е. поэт (и особенно большой поэт) в каком-то одном смысле над временем и вне времени, а в каком-то другом ровно напротив, он-то свое время и выражает в наиболее концентрированном виде, переплавляя его в историческую память. Это антиномия. Не воспрещено всякому частному лицу (и даже всякому критику) выбирать из составляющих ее полюсов тот, который лично ему ближе, и мы с тобой выберем по-разному, но давай не будем делать вид, что второго полюса не существует. А во-вторых, закон, который, допустим, смутно прозревает поэт и которому он через себя дает дорогу в мир, это уж никак не закон дня давно прошедшего (даже если сам поэт склонен ностальгировать по тому или иному "золотому веку" и нести ахинею в своей публицистике). Теми, кому дорог закон дня прошедшего, полон "Наш современник" (но им что офис, что Мандельштам равно отталкивающие иностранные слова). Ты все время приравниваешь явления разного уровня. Здесь сложные (и при этом сугубо личные) отношения поэта со временем и тривиальную невменяемость традиционализма (которая потому и тривиальна, что внеличностна). Абзацем ниже гоголевского "маленького человека", не имевшего индивидуальности, и "современного Башмачкина", который ее утратил. Невозможно эти две ситуации уравнять. Потому что современный человек (герой Горалик, Львовского, Зондберг, почти сливающийся с их "я") знает и остро чувствует необходимость индивидуации и трансцендирования (то бишь необходимость стать самим собой и дать нечто миру) в этом смысле он такой же, как Гоголь или Достоевский; но возможность этого, для XIX века более или менее очевидная (трудно, но можно и воздается сторицей!), всем XX веком (включая и Адорно, и Джойса, и, ладно, пусть Жене, и, не знаю, Хайдеггера...) поставлена под величайшее сомнение. И из всех факторов, которыми это сомнение обусловлено, офис и его нравы не третий и даже не десятый. Вот об этом на уровне идей "копирайтерская литература", и об этом же я писал применительно к современной поэзии, в статье про постконцептуализм в "НЛО", показывая, как это работает на уровне приема. Ты взыскуешь специфики любви крестьянок (или офис-менеджеров) в ее отличии от "любви вообще" и констатируешь, что Карамзин ее не предъявил. Дело не в крестьянках собственно. Макар Девушкин это и есть та бедная Лиза, которую Карамзин только пообещал, а уж воплотил Достоевский. Любовь Макара Девушкина сильно отличается от любви Ленского и Онегина. А еще до этого были Афанасий Иванович с Пульхерией Ивановной, которые тоже на свой лад бедная Лиза. Так что идея возможной личностной состоятельности маленького человека, его способности вспыхнуть любовью (а где любовь там, вроде как, и индивидуация с трансцендированием) в XIX веке занимала умы очень сильно (а на исходе века, у Чехова или Куприна, уже ставилась под вопрос об этом, на мой взгляд, "Гранатовый браслет"). И задача ставилась именно так: дать баланс "общечеловеческого" (все равно это любовь!) и социально и культурно специфического (любовь, как ее способен понимать маленький человек). Опять баланс, а у тебя получается, что есть некая вообще любовь, а есть какая-то совсем другая и отдельная любовь из офиса, про которую ты ничего не знаешь и про которую из Горалик ничего не узнал. Не узнал потому, что читал невнимательно: "С Боженькой в пятницу сидели в "Клоне"..." и так далее. Ведь не будешь же ты требовать, чтобы люди, работающие в офисе, любили исключительно в рабочее время и на работе? У них для этого, представь, отведены другие места. Они из офиса перемещаются в кафе. Испытывая при этом неоднозначные чувства в связи с публичностью того места, где протекает значимая часть их личной жизни. Ты не видишь, как по-новому преломляются эти чувства, потому что герой тебе неприятен априори, а авторская позиция предлагает ему сопереживать. Я не могу согласиться с тем, что у Горалик (и даже у Геласимова) мир подан проще и однозначнее, чем у Достоевского. Натурально, в 700-страничном романе изгибов и изломов бытия отражается больше, чем в 2-3-страничной миниатюре, но мы ведь не об этом? Сложность бытия это ведь не обилие в нем темных закоулков, а присутствие принципиально неразрешимых вопросов. Начиная с самого простого: человек смертен и как с этим жить, вообще говоря, совершенно непонятно. В моем любимом геласимовском "Нежном возрасте" старушка объясняет мальчику на пальцах: пощупай коленку; это твой скелет; он у тебя внутри; это самое главное: пока твой скелет у тебя внутри все в порядке. Это трюизм, конечно, но его не объедешь на козе, с ним надо сугубо личным образом как-то управиться, не пройдет стадный вариант с устремлением в коммунистическое будущее или в райские кущи с гуриями. Только держа в голове этот трюизм про самого себя, про собственную коленку, возможно как-то подступиться к проблемам Макара Девушкина. Так что я настаиваю на необходимости читать Геласимова прежде Достоевского и, вполне в рамках аналогии, в которой ты усомнился, полагаю, что без Достоевского, как без высшей математики, многие обойдутся, а без геласимовских трюизмов обойтись никак нельзя (замечу в скобках, что история про горелого афганца мне совершенно несимпатична, это уже, с моей точки зрения, чисто рыночный шаг). Ты говоришь жестокий романс. Про афганца да, и про девочку, которую забрала бабушка (в геласимовской "Чужой бабушке"), да, с сильным привкусом мыльной оперы, это понятно. А про коленку у Геласимова и про распад шведской семьи у Горалик абсолютно нет, никаким боком. В жестоком романсе все конфликты на уровне простых социальных нестыковок, выдаваемых за обстоятельства непреодолимой силы и потому приводящих к полному краху. В "Нежном возрасте" никакого особенного краха нет: ну, умерла посторонняя старушка, ну, крепко побили одноклассника (даже не друга), ну, мама от папы уходит (кажется, сына это не так сильно и заботит заботит, конечно, но совсем не так уж сильно). В тексте Горалик крах есть, но он сугубо внутренний, формально всё вполне comme il faut, и в финале имеется супружеская пара со взрослой дочерью и живущая вместе с ними как бы посторонняя женщина, чье присутствие как бы воспринимается как норма, трагедии как бы не произошло, все целы и вполне мирно сосуществуют. Почему еще история про шведскую семью не может превратиться в щекочущую нервы историю для среднеинтеллигентных пенсионеров так это потому, что как раз в этой истории (и не случайно!) персонажи во всех остальных своих проявлениях совершенно не дистанцированы от такого читателя. Они живут в такой же малогабаритной квартире на окраине, не имея лишнего "спального места" (за раскладушкой надо ехать к родителям), и т.д., и т.п. Кабы сюжет развивался на фоне небоскребов Нью-Йорка или кофейных плантаций был бы другой разговор. Вообще стоило бы понаблюдать за тем, как дозировано в разных текстах Горалик сегодняшнее, жестко привязанное к моменту: именно в этом тексте никаких вечерних кофеен, никаких звонков по мобильному и ночных такси, вообще сюжет помещен в подчеркнуто несовременный антураж, и только финал с выросшей дочкой, переселившейся заграницу, явное сегодня. Почему? Потому что конфликт слишком непривычен. Наоборот, "С Боженькой в пятницу сидели в "Клоне"..." схема конфликта полагается как данность (Галича все помним), поэтому акцент сразу, с антуража, делается на специфике момента, на том, как эта знакомая схема выворачивается. Горалик не литература для среднего человека. А Геласимов да, для среднего. И что? Неверно, что литература для среднего человека начинает появляться с падением советского режима, при советском режиме литературы для среднего человека было никак не меньше, просто она была другая. Для другого, как ты говоришь, типа обывателя. Но эта литература может обращаться к среднему человеку разными способами. Она может убаюкивать обывателя и лелеять его ограниченность а может на доступном ему языке эту ограниченность вскрывать и проблематизировать. Конкретно Геласимов в одних текстах склоняется в одну сторону, в других в другую. Напоследок в сторону от литературы (при том, что, я совершенно согласен, говорим мы все время об одном и том же меняется только материал). Ты твердишь мне, что избирательная историческая память это нарушение права наших потомков переосмыслить и заново понять. Очень хорошо, замечательно. Но я-то не защищал перед тобой избирательность исторической памяти. Я указывал на то, что есть, опять-таки, явления разного уровня. Одно как было раньше: всякая эпоха отбирала, что ей удобно, отбрасывала иное, и у всех было ощущение, что так и надо, что всё ОК. Другое как сейчас: эта ситуация отрефлектирована, она осознана как проблема. Мы знаем о прошлом не всё, а то, что прошло определенный отбор, с которым мы, возможно, вовсе не согласились бы. И потомки наши окажутся в этом же положении. Есть ли у нас альтернатива? Имеющееся количество информации (исторической, культурной какой угодно) таково, что без отбора обойтись невозможно (кажется, у Лема был рассказ про бортовой компьютер космолета, который был нацелен на учет всех имеющихся в его распоряжении сведений, и потому в конце концов космолет разбился: без отбора и отсева информации невозможно никакое движение). Если отбор осуществляют разные силы и по разным принципам как согласовывать разные картины мира? Если оказывается, что картины мира несогласуемы, что дальше? Нынешнее положение дел с исторической памятью соотносится с обычной практикой предыдущих эпох так же, как мучительный поиск индивидуальности у Львовского и Горалик с мучениями никогда ее не имевшего Акакия Акакиевича: там, где прежде был некий как бы естественный ход вещей (неестественность и даже неправильность которого могла быть видна только с высоты, так сказать, птичьего полета), там теперь узел проблем, так и воспринимаемый нормальным интеллектуалом как узел проблем, с которым непонятно что делать. С моей точки зрения, это прогресс. И субъектом этого прогресса является иудео-христианская цивилизация. Вполне возможно, что президент Буш малопричастен к этому прогрессу, и никакого узла проблем для него тут нет. Мы, понятно, обсуждаем не это. Мы обсуждаем принципиальную ситуацию. Ты ее рисуешь так: иудео-христианская цивилизация дозрела (совсем недавно, заметим) до идеи прав человека вот пускай сама и живет по ним, а у иракцев с Саддамом Хусейном другая цивилизация и другие идеи пусть они живут по ним сами. Этот принцип работает только в предположении, что все идеи друг друга стоят, и никакая идея ничем не хуже любой другой. Никакой либерализм не может простираться так далеко, до полного самоотрицания. Суд, милиция, Организация объединенных наций все это прекрасные вещи, но давай не будем ставить телегу впереди лошади: сперва аксиология, потом этика, и уж затем юстиция. А не наоборот. У меня в этом отношении большой опыт в жанре вышвыривания пьяного быдла из разных общественных мест, в диапазоне от вагона метро до литературного клуба. Потому что иного, увы, не дано. И потому, что милиции на каждый вагон метро не хватит, и потому, что в милиции зачастую подвизается такое же быдло (и зачастую столь же пьяное). Какова альтернатива? Спрашивать согласия на смену власти в Ираке у Организации объединенных наций, где с тем же правом голоса заседают Ливия и Северная Корея? Т.е. такой суд присяжных, где половина присяжных доставлена прямиком из колонии строгого режима? Да, наверно, и с таким судом присяжных можно управиться: одному пообещать скостить срок, другому помахать перед носом пачкой ассигнаций, и заставить в итоге Ливию проголосовать за введение войск в Ирак. Вероятно, с политической точки зрения это идеальное решение. Но я не политик, и не обязан судить с политической точки зрения. Меня волнуют этика и аксиология. Я точно знаю, что общественный порядок начинается не с безупречной работы судов и полиции, а с правосознания граждан, правосознанию же этому не на что опереться, кроме как на нравственный принцип. Я понимаю все опасности этого подхода. Я понимаю, что у многих граждан нравственный принцип устроен так, что они охотно начали бы его применение с того, что утопили меня в канализации вкупе со всеми моими близкими. Я понимаю твой пассаж о том, что еврею и/или гею стоит двадцать раз подумать прежде чем подписаться под призывом бороться с чем-либо до полного уничтожения. Но, видишь ли, вопрос стоит вот о чем: что обеспечивает конфликтам справедливое разрешение правильная процедура этого разрешения или правильные принципы, которыми руководствуется разрешающая инстанция? Что чем обеспечивается правильность процедуры правильностью принципов или наоборот? Я понимаю в идеале должно быть то и другое, но если этого нет? И снова: для меня здесь узел проблем, сложность бытия, порождаемая неразрешимыми противоречиями, с которыми, однако, здесь и сейчас приходится как-то справляться (в частности обнаружив, что процедура не работает, что запустить ее не удается, здесь и сейчас делать выбор в пользу правильных принципов). А ты мне вместо этого предлагаешь плакат, лозунг: "Каждый, кто присваивает себе право наказывать, бандит". Я тоже не рассчитываю тебя переубедить. Я хочу прояснить определенную логику мыслей и поступков которая, понятно, не в связи с Ираком или книгой Линор Горалик у меня возникла. И, знаешь ли, я был бы склонен эту всю переписку где-нибудь в Интернете опубликовать. Кажется, и твоя позиция, и моя могут оказаться достаточно поучительны, особенно в сопоставлении. Счастливо, |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2003 "Вавилон" |
|