С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 –    )


(12.X.99 – 15.III.00)


Октябрь
  Сентябрь1   2   4   11   13   15   17   18   20   22   25   29Ноябрь  

Алексей Зосимов   Написать автору

        Издеваться над глупостью и бездарностью телевизионной и всякой прочей рекламы давно стало хорошим тоном. Алексей Цветков-младший и вовсе возвел эту забаву на недосягаемую художественную высоту. Мне же хотелось бы, не претендуя на столь высокий полет, обратить внимание публики на один новый, как мне показалось, эффект морально-психологического свойства. Вернее сказать – аморально-психологического.
        Дело в том, что сразу несколько рекламных клипов последнего времени построены на недвусмысленной апологии имморализма. В клипе воды "Миринда" одноглазое чудище (дэв или ракшас – не припомню аутентичного названия) методично расправляется с Синдбадом и его спутниками из-за того, что джинн, вместо того чтобы поспешить на выручку, наслаждается лимонадом и девочками (слоган "Жизнь хороша, когда пьешь не спеша"). В клипе "Пепси" школьники, растащившие из учительской здоровенную, видать, упаковку воды, с видимым удовольствием сваливают все на единственного одноклассника. Общий посыл обоих роликов: кайф, который можно получить от потребления данного продукта, важнее любых нравственных запретов.
        Мне мучительно хотелось быть оригинальным и не делать отсюда вывода, который сделал бы Цветков: о том, что воспитание в потребителе представления о сверхценности собственных удовольствий – естественная стратегическая задача капиталистического пропагандистского механизма, тогда как мораль функционирует исключительно как ширма, за которой укрыты регулируемые исключительно "законом джунглей" экономические отношения, и т.д., и т.п. (разумеется, до цветковского блеска мне далеко, но я ведь и не писатель, а только скромный публицист). Однако что же тут придумаешь еще?
        Мало того. На российской почве имморализм приобретает совершенно специфические оттенки – и об этом реклама нам также с готовностью сообщает. Замечателен в этом отношении клип некоей "Кофейни на паях" с императором Петром Великим. Кровавый сумасброд Петр Алексеевич, конечно, и сам по себе – истинно наш герой, но создатели клипа сделали его поистине знаковой фигурой: призывает он, ни более ни менее, "на европейский манер боярам бороды рубить". Не умилительно ли это стремление оправдать собственное насилие ссылкой на то, что такое же насилие практикуется или практиковалось и в других, куда более цивилизованных странах? Ссылкой, заметим, заведомо ложной: ясно же, что ни в какой Европе никто никому бород не рубил (головы, правда, рубливали, но об этом и Петр ни гу-гу). Этим, впрочем, дело не кончается: в конце клипа Петр интересуется относительно пресловутой кофейни: "С кем на паях-то?", – зрителям, кстати, тоже было бы интересно это узнать, – и получает от выряженной не то как шлюха, не то как гувернантка юной леди (лицо компании) недвусмысленный ответ: "С Вами, Петр Алексеевич!" Как в незатейливых клипах, с которых я начал, за добродетель выдавалось предательство, – так здесь нам объясняют, что непременное условие существования цивилизованного государства (слоган "Кофе пить будем – и Державу подымем!") – наглая и беззастенчивая коррупция.
        Пока я раздумывал, стоит ли этот сумбурный набор впечатлений заносить в файл – голубой экран порадовал меня еще раз: в новой рекламе какой-то молочной продукции молодой изобретатель, нарочито похожий на бессмертного Шурика из "Иван Васильевич меняет профессию", перед завтраком наскоро отправляется в прошлое, чтобы стырить у оторопевшей крестьянской семьи немного еды со стола. Авторы клипа явно рассчитывают на наше сочувствие подающему надежды ученому, хотя и не одобряют его поступка: ведь рекламируемые продукты, утверждает его жена, ничуть не хуже исконных деревенских. Вот были бы хуже – тогда другое дело, тогда бы сам бог велел грабить простой народ за счет преимущества в технике...
        Я понимаю, что чем бы я ни попытался закончить эти заметки – призывом ли к классовой ненависти, или к социальной ответственности, или просто к совести, или к начальству с требованием подвергать рекламные ролики предварительной цензуре (впрочем, как мы знаем, с начальством рекламный бизнес на паях – вместе пьют кофе и подымают державу), – всё будет интеллигентская благоглупость. Так что будем считать, что это в чистом виде дневниковая запись: dixi et animam levavi (сказал и облегчил тем душу). А все-таки трудно отделаться от мысли, что каким-то образом массовое появление рекламной продукции с идеологией имморализма характеризует новую наступившую в России эпоху – постъельцинскую. Эпоху, как выразился в прошлый раз Дмитрий Кузьмин, Путина и пива.


Вернуться на страницу
"Авторские проекты"
Индекс
"Литературного дневника"
Подписаться на рассылку
информации об обновлении страницы

Copyright © 1999-2000 "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Яндекс цитирования
Баннер Баннер ╚Литературного дневника╩ - не хотите поставить?