С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 -    )


(12.X.99 - 15.III.00)


Декабрь 2004
  Ноябрь5   16   27Январь 2005 

Александр Очеретянский   Написать автору


НЕОБХОДИМОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ

        Смешанная техника, присутствовавшая в "Черновике" в качестве рубрики с 3-го выпуска (1990), заявленная в 12-м выпуске (1996), развернутая в 15-м (2000), получившая продолжение в последующих выпусках (в настоящее время идет работа над доводкой 20-го выпуска), получила, не могла не получить продолжения (читай: развития) в других периодических изданиях. Как и всякое стоящее явление, ее не могли не заметить и те, кого принято называть "эпигонами", да и просто копировальщиками, понятия не имеющими, что это такое и с чем сие едят.
        Характерным примером является помещение редактором журнала "Футурум Арт" и "Дети Ра" Евгением Степановым под шапкой "смештехи" текстов Елены Сазиной, являющихся не более чем стихами в прозе, о чем редактор в силу своей некомпетентности попросту не имеет представления.
        Мне бы не хотелось, чтобы те, кто так или иначе обращается к "смешанной технике", получили неверное представление о том, с чем в "Черновике" можно ознакомиться по первоисточнику.
        Занимался бы главный редактор означенных изданий помещением материалов, проходящих по ведомству прозы и поэзии, и не касался вопросов, остающихся вне его компетенции, – не было бы возникающих проблем, о которых говорить в высшей степени неприятно, однако – необходимо. Профанация, равно как и дезориентация, во все времена – была и остается главным бичом положения вещей в литературе.
        Смешанную технику дискредитировать нельзя, пытающийся заниматься подобными акциями дискредитирует себя и не более того. Увы, недостаточно подготовленный читатель может быть введен в заблуждение.
        О нем и только о нем – речь.

            С уважением,
            идеолог смешанной техники,
            редактор альманаха "Черновик"
            Александр Очеретянский


От редакции

        Поскольку "Литературный дневник" взял на себя обязательство предоставлять профессиональным литераторам свободную трибуну – вполне естественно, что заявление Александра Очеретянского мы не могли не опубликовать. При этом нам кажется, что справедливо оно лишь отчасти. Авторский термин Очеретянского "смешанная техника" никогда не был определен с академической точностью и допускает, по-видимому, достаточно широкое толкование (о чем мне неоднократно приходилось говорить в дискуссиях с участием самого Очеретянского: см., например, здесь и здесь). В частности, тексты Елены Сазиной, видимо, понимаемые их публикатором Евгением Степановым как "смешанная техника" на том основании, что в них "смешана" поэзия и проза (что само по себе неверно), не отличаются кардинально от ее же текста, опубликованного самим Очеретянским в 15-ом выпуске "Черновика", уже позиционированном как посвященный исключительно "смешанной технике": рубрика "Опыты не в стихах", под которой этот текст был помещен, подразумевала, насколько можно понять, именно ту или иную форму пограничности текста между стихом и прозой (хотя понимание этой пограничности Очеретянским, по-видимому, далеко отстоит от современных научных дискуссий по этому поводу).
        Что же тогда кажется нам справедливым в выступлении Александра Очеретянского? Да то, что авторское право на применение выражения "смешанная техника" к литературным или окололитературным произведениям и, тем самым, право решать, относится или не относится то или иное явление к этой "смешанной технике", принадлежит ему. Вводя этот термин, Александр Очеретянский выступал не как ученый, беспристрастно анализирующий нечто для него чуждое и постороннее, а как активный участник литературного процесса, формирующий в нем некоторую специфическую нишу и определяющий действующие в этой нише правила игры. В этом смысле необходимым и достаточным определением понятия "смешанная техника" является следующее: «Смешанная техника – это тексты (принадлежащие к современной русской литературе или располагающиеся вблизи ее границ), опубликованные в этом качестве Александром Очеретянским в альманахе "Черновик"». Никто другой, по крупному счету, не правомочен квалифицировать те или иные тексты как "смешанную технику". С этой точки зрения жест Евгения Степанова не выглядит оправданным – как любое вторжение на чужую территорию со своим уставом.



Вернуться на страницу
"Авторские проекты"
Индекс
"Литературного дневника"
Подписаться на рассылку
информации об обновлении страницы

Copyright © 1999-2002 "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Баннер Баннер ╚Литературного дневника╩ - не хотите поставить?