Textonly
Само предлежащее Home

Алексей Александров | Шамшад Абдуллаев | Георгий Балл | Николай Кононов | Станислав Львовский | Валерий Нугатов | Роман Ромов | Ирина Шостаковская | Жанна Сизова | Александр Скидан | Дмитрий Строцев | Андрей Урицкий

 

АЛЕКСАНДР АНАШЕВИЧ

Новые лирические и драматические опыты



Неорганическая химия
(кавер-версия текстов 1991 года)


                                                н. семилетию


п р о л о г

мы ходим красивые
как самолеты
летаем на "черном"
над красной площадью, над кремлем и
чувствуем как временное реле срабатывает и
все полыхает огнем


о п ы т   1

С о ф ь я   сидит словно солдатская вдова, вся в черном, на поле брани. Трупов солдат нет, но присутствующие предметы говорят о том, что здесь велась ожесточенная кровавая битва.

С о ф ь я. В этой истории непонятно кто кого убил, кто кому вынул сердце. Да это и не важно. Мое самое главное желание - отомстить им всем. Я была открытой, жертвенной, а стала ведьмой. Им нет дела до меня. Была молодой, все протягивали руки, а теперь никому не нужна, не с кем поговорить. Меня зовут Софья, немного колдую, немного убиваю себя и тех, кто внутри меня. Но я еще появлюсь, в самом финале, как доказательство, что есть еще неуязвимая красота и тонкий ум. Я уверена, что вы не сможете их не заметить.

      ------
      Он подходил к ней с разных сторон
      подглядывал в окно
      увидела, закричала, устроила переполох
      уговаривал: успокойся, софья, я твой бог
      велика ли радость на все это смотреть
      наблюдать, как она продолжает стареть
      вот уже за спиной стоит смерть.

      -----
      Кого ты ищешь, софья, кого ждешь
      кому подвенечное платье кроишь, шьешь
      отвечай, кто на небо пойдет с ружьем
      надо вместе туда пойти, вдвоем
      только я боюсь - не того убьем
      не того пуля наша разнесет в куски
      не того смерть зажмет в свои тиски
      будем переживать, страдать, сохнуть от тоски.

      -----
      Как алебастровый божок стою, не двигаясь ни на шаг
      позади город, впереди большак
      когда наступит светлый праздник пейсах
      хлебные крошки запутались в волосах
      черные бесы хотят в сердце моем плясать
      целовать, влезать под кожу, резать вены, член сосать.


о п ы т   2

...о н. Мы все сгорели под Москвой. Превратились в угли. В черные дымящиеся головешки. Был страшный пожар. Огонь целовал небо. Мы стояли в огне, терпели. Мы готовы были ко всему, прошли и не через такое. И тогда никто не знал, будут ли в этой войне победители.

М а р и н а. Я не помню этого пожара.

...о н. Ты и не можешь помнить, тебя тогда еще не было. Но не горюй, ты еще увидешь свой пожар. Или просто почувствуешь, если он будет внутри тебя. Сухой, иссушающий.

М а р и н а. У меня в горле пересыхает. От этого просыпаюсь по ночам. Я боюсь, мои поры перестанут выделять пот, по моим венам перестанет бежать кровь, и я не смогу пописать. То же самое, пожалуй, чувствует осенняя трава. Она высыхает, желтеет, и влага не попадает в ее жилки.

...о н. Под Москвой нам приходилось есть много мяса. Зерно крестьяне закапывали в землю, свиней и телят они не могли закопать. Я и сейчас вижу во сне, как стада русских свиней идут, чтобы растоптать меня. Я лежу, а они подходят, чтобы наступить на мое горло. Именно на горло, потому что именно в этой части моего тела застревали огромные куски свинины. Жареной свинины, варенной в котле, замоченной в солевом растворе.

      -----
      Отвернись от меня, не целуй руку
      в которой держала золотую кукушку
      ходила в москву, видела красную площадь и царь-пушку
      а теперь без ног лежу в пустой комнате, где влажно, душно
      все мои жемчужины из горла вырвали, вынули изо рта
      прошлась по мне орда так, словно во влагалище вложили
      оголенные электрические провода.

      -----
      Какое слово нужно повторить сто раз
      чтобы сиянье увидеть, золотую жизнь
      может ржанье меня туда приведет, птичий свист
      я ведь все смогу, я артист, хитрый лис
      со своей судьбой играю в вист.

      -----
      Закончился роман военно-полевой
      я не офелия и не плейбой
      вынесу любой плевок
      с яростью брошусь в бой
      прихлопну целое войско одной рукой
      нелегко вспоминать о любви в блиндаже
      это все слишком хрупко, как яйца фаберже.

      -----
      Попробуй достучаться до софьи, попробуй ее позвать
      покажется ли она, откроет ли тебе глаза
      забудет ли она своих сестер, оставит ли небеса
      она ничего не забыла в твоих руках, в этой стране
      кроме платья, кроме золотого перстня, кроме детей
      а там можно лечь в облако, как в постель
      можно тело своё снять, не выдёргивая пуговиц из петель
      там можно обнять свою тень.

      -----
      Стучи стучи в мою дверь, не открою тебе
      хоть будь ты сорока цветков во лбу
      буду любовь свою носить во рту, как рыба икру
      буду играть сам с собой в злую игру
      вижу только праздник впереди, розовую мишуру.

      -----
      От одного твоего взгляда наш рай взорвался
      на седьмое небо взвился
      что могло в голове твоей зародиться
      как могли демоны в твое сердце ворваться.

      -----
      Марина куда-то идет, тянет за собой
      холодные пальцы прикладывает ко лбу
      пересчитывает, листает, бубнит:
      грустными были похороны бобо
      до сих пор сердце ноет, кровит.

      -----
      Колокольчик необъявленной войны
      звонит, вторгается в мои сны
      оборачивается кровавым цветком
      занозой, крутым кипятком.


о п ы т   3

М а р и н а. Я боюсь, что все это обернется против меня. И так все считают меня падшей, подлой женщиной. А тут такая непонятная авантюра. И ты хочешь втянуть меня в нее.

...о н. Я же не заставляю тебя его убивать. Тебе надо будет просто позвонить по телефону и прочитать то, что я напишу тебе на бумажке. Ты все прочитаешь и повесишь трубку. Он даже не запомнит твой голос и никогда не увидит твоего лица.

М а р и н а. А вдруг меня будет мучать совесть. К тому же я просто боюсь. Я очень пугливая. Я в детстве пугалась каждого шороха. Мне мама всегда говорила, что я трусиха, что я некрасивая и у меня нет талии. У других девушек талия была, а у меня никогда не было.

... о н. Надо побороть свои комплексы. Ты должна чувствовать себя свободной.

      -----
      Черный дождь гулко лился
      калиостро дремал в карете
      покачиваясь и держа руку лоренцы
      дома была приготовлена домашняя встреча графу
      и на столе у него разгорались семь свечей.

      -----
      Вы знаете о той пустоте, которой надо страшиться
      о той пустоте, которая находится во флаконе
      из которого вылили духи
      легкий запах остался, он возникает из ничего и
      невозможно не думать о том мире и
      невозможно, невозможно, невозможно.

      -----
      Софья - нежное создание из берцовой кости
      лживое, неприветливое, едва прикрытое фиговым листом
      милая моя, выздоравливай и расти
      будем с тобой целоваться, когда вырастешь под бруклинским мостом
      будем целоваться на подвесном мосту
      ты - моя любимая жена
      я ощущаю язык твой во рту
      нежная кожа моя обуглена, обожжена.

      -----
      В одиночестве, меж деревьев ты гуляла
      остановилась и поняла - невыносимо устала
      нужно усталость стряхнуть, выплюнуть, растоптать
      пусть называют падшим ангелом, блядью
      расстегни верхнюю пуговку, сорви цветок и
      приколи, чуть оцарапав палец,
      к своему черному платью.

      -----
      В жизни я видела очень много птиц
      я стояла на месте и смотрела в небо
      птицы пролетали мимо и я запоминала их
      причисляя в свою коллекцию
      но меня мучил вопрос: где они умирают?
      в своей прошлой жизни я была ведьмой и
      почему-то смерть птиц мне была безразлична.

      -----
      Настала ночь. Он входит и садится
      сто манекенов рядом в платьях из ситца
      тени мертвецов, жервы садиста
      кукольная планета, местный освенцим
      гнутся в руках бритвы, острые спицы
      успокоилась, умерла марина, капает кровь с мизинца
      уснула, занятая подсчетом фрикций
      софья, у нас с тобой на двоих вся эта планета и
      французские духи из твоего флакона
      была полной бутылка - осталась половина
      не горюй, сошьем тебе платье белое из мела, из глины.

      -----
      Я разум свой потеряла словно брошку и
      помчалась по улицам, словно медная пуля,
      словно дикая злобная кошка.


о п ы т   4

Когда Наполеон подходил к Москве, я решила, как и многие, помогать нашей армии. Меня пригласили к себе девушки, делающие из льняного полотна бинты. За работой я думала о том, что эти бинты предназначены для воинов, которые в этот момент здоровы. И что, возможно, делая эти бинты, мы предвосхищаем их ранения. И мне было не по себе.

      -----
      Что ни строка - пробел и многоточье
      что ни мужчина - новая тетрадь
      привычкой стало - тихо умирать
      ведь жизнь с тобой совсем не август в сочи.

      -----
      Софья софья, посмотри - ведь это волга!
      Я устала, мы едем очень долго
      я уже прочла всего уайльда
      всё поля-поля-вода и нет асфальта.

      -----
      Мимо черной аптеки, огромных стеклянных витрин
      мимо гор, деревень, деревянных ветрил
      птица летит. Где ее теперь отыскать?
      внутри раковины, которую не раскрыть, не расколоть.

      -----
      Сто лет назад была у меня подруга
      любила читать письма ван гога
      она, как и следовало ожидать, кончила плохо
      ослепла, облысела, обезумела и оглохла.

      -----
      Из окна моего не видно ни петербурга, ни москвы
      ни голубого дуная, ни оби, ни двины
      вглядываюсь, поднимаюсь на цыпочки: не видны.

      -----
      В больной голове каких только не найти мыслей
      подходит, вынимает кошелек злой мистер
      утром просыпаешься, думаешь о мести и
      все забываешь, к тому располагает местность и
      покатилось кольцо, золотое колечко
      черное платье изорвалось в клочья
      ранка зарастает блестящей корочкой
      вспоминаю - не могу вспомнить свою кличку.

      -----
      Между садом и адом какой заповедник цветет
      между правой и левой рукой какое скрывается чудо и
      такое блаженство, такой изливается мед, что понимаешь:
      как близко до вооруженного бунта и
      уже накрывает меня петербуржский изорванный край и
      немного теплеет, к лицу подступает февраль и
      покачивается, занятый этой игрой.


Что-то из Толстого

не думала, когда садилась в поезд
не думала, не плакала, смеялась
а если б думала: остановилась
домой вернулась, спать легла
но в сердце впилась
горячая коньячная игла

поезд был реален, я катилась
по направленью к ряженой москве
мой маленький вагон, мой наутилус
ищи в аду на самом черном дне

через стекло я говорила с сержем
а он не слыша ангельски сиял
меня тошнило от свежести
железнодорожных грязных одеял

(ты впрочем тоже никогда не слышала меня
виня, пытая и пиля
я умерла - не вынесла огня
дай бог мне алкоголя алкоголя
я стала призрачней ноля
что пустоте такой - ни радости, ни боли)

поезд тронулся и сотни мертвецов
за ним бежали по перрону
а мы сражались, мы держали оборону

потом не помню никого: был костя с коньяком
с безвольным ватным кулаком
и я была, а поезд ехал ехал
был рома с тайной, с блядским огоньком
на верхней полке, надо мною, сверху

и был обколотый обкуренный гарсон
порнозвезда вагона-ресторана
а я уже плыла, вплывала в сон
и не могла добраться до стоп-крана

и костя крал пластмассовый цветок
он крал стакан, бутылку арарата
его накрашенный кошачий коготок
мне грезился как высшая награда
(все проще: я ждала разврата)

но я узнала: все храпят во сне
и даже мертвецы во сне храпят

до рассвета - блики станций на стене
георгиу-деж, рязань и голубки
мне интересно - я храплю во сне?
как мужики

................................

москва мне - павелецкий и казанский
потом метро, разгул кабацкий
а я одна и ямы под ногами
и хочется домой к любовникам и маме

здесь проще быть невестой, проституткой
больным цветком, завядшей незабудкой
такою нереальной, бестелесной
стоять с котомкою на площади смоленской

и вот стою у стокманских витрин
а за спиной роман и константин
а в голове роман, роман с романом
шевелится преступным тараканом

давно усвоила: любовь моя преступна
я черечур доверчива, доступна
навязчива, что всем вокруг противно
за это все я кровью заплатила

с такими мыслями и болью в голове
я видела в гостиничном окне
развалы мида и кремля
падение российского рубля
макдональдс и промозглую тверскую
реку-москву бездонно голубую

еще я видела себя: внутри, снаружи
стояла голая без платья и без кожи
жалела: свои глаза и уши
души осколки, грим, что смыла в душе
и поняла: мне надо быть попроще

(это стояние у окна, на краю пропасти, обозначенной как четырнадцатый этаж гостиницы, привело меня к парадоксальной мысли, что написанный мной за ночь пролог истории моего путешествия неминуемо должен плавно перерасти в эпилог. Самой истории не существовало.
Просто ее отсутствие обросло личными мифами, которые были реализованы гораздо позже, на другой территории и не имели право на их описание, так как не имели ничего общего с реальностью. То, что было на самом деле: сомнамбулическое хождение по улицам Москвы и за ее топографическими пределами. Немного холода и печали, всего того, что не ассоцируется у нормального туриста с красавицей-Москвой, потому что именно в ней им уютно, весело и беспечно...)

когда бы поезда ходили в моем сердце
когда бы ездили по мне
я б плакала, слезами умывалась
не как анна
это "что-то из толстого"
и уильямс здесь ни при чем
просто это в русской душе
в "русской", имея в виду эту обманную территорию
на которой поезда в самом сердце
искры из-под колес
обрывки жизни


Истерия солдата

      Солдат-мужчина:
Милая собирала меня в дорогу
Собрала словно в космос
Уходил - пила горстями таблетки,
плакала, не вставала с табуретки
послушай послушай
может останешься со мной никуда не поедешь
заведем ребенка
деньги есть - в тайном месте спрятана золотая коронка
А уедешь: будет в моем сердце кровоточить ранка
Стану, как все - продавщицей или воровкой
А так - принесешь с войны только пулю в сердце
Без глаз придешь, не сможешь увидеть солнце
Подожди хотя бы денек - до нашей свадьбы
Для кого шила кружевное платье
Сто дней обметывала, вышивала
Хочешь, пойду за тобой - медсестрой, кашеваром
Над головой буду облаком лететь нежным, нетварным
Еда, сто рублей, теплые вещи

      Солдат-женщина:
Вот такими бывают минуты - считаешь не перечесть
Заботы, подготовка к разным делам
Враги снятся, вся их извращенная честь
Я все это предчувствовал, складывал по частям
И безумная бледная лошадь, шагающая по телам
Видел как восходят мертвые из ям
с деревянными куклами идут в призрачный фантошей
Спасется ли кто, отвечайте, сможет ли кто действие продолжать
Научится ли кто мертвым не лежать
Уходить и в руках только себя удерживать - не держать

      Солдат-мужчина:
Летит треугольное письмо от моей любимой позади пули,
не может ее обогнать
Ветер пытается помочь, все без толку.
Успею ли каждую буковку его понюхать, поцеловать
Летит пуля впереди письма, впереди пули - моя голова
Впереди головы - целый отряд бесов, пришедших со мной воевать
Мое сердце как чечевичное зерно расколото, как предатель висит

      Солдат-женщина:
Товарищ, смотри - враги идут
Хотят крови моей, смерти моей хотят
Я же ласковый. Ты помнишь. Помнишь меня.
Ты в окопе мне руку целовал, целовал висок.
А тут эти гады идут. К стеночке меня, ножик в грудь.
Я же не ангел. Меня нельзя убить.
Никто меня не лелеет, не хранит.
Вот умру, буду приходить по ночам:
Здравствуй, товарищ, любишь мертвецов?
А когда петухи закричат, стану крестиком, упаду на грудь.
Помолись за меня. Записочку напиши, отнеси к попу.
Целый полк солдат убили убили. В землю закопали
Не найти братскую могилку, нигде не отыскать
И меня убьют. По ночам заглядывают в окно
Ногтями скребут , подкидываю бумажные цветы
А как же любовь моя. Тоже умрет.
Ведь любовь моя такая. Ей нельзя умереть.
Меня убейте. А любовь мою не трогайте.

      Мужчина-солдат:
Я бы помог тебе, если б умел помогать
Я бы сгорел, если б умел сгорать
Можно солгать, можно солгать
во время молчания, тишины
Можно уподобиться ангелу или сове
По ночам летать, убивать и на рассвете стелить постель
Но что-то страшное происходит в моих теле и голове

      Мужчина-женщина:
У меня самого черные перья растут на бедре
Я их сбриваю, складываю - не сжигаю
Главное верить, заклинанья повторять, повторять
Главное все себе рельефно представлять
Людей пугать, но не стрелять

      Солдат-мужчина:
Я слышу как любимая зовет меня:
скорей приходи, я приготовила сахар и соль
Мои пальцы сломаны м я делаю то, что нравится мне
Еще она приготовила ранки и слюнки. Я их вижу
Они замурованы в стекле
Это все бессмысленные глупости, суета
Обворованные дети, ангелы без глаз
Я увядаю, засыхаю.
Чувствуете - внутри моего тела пустота,
водяные пары, сернистый газ

      Демон с часами:
Каждый, кто становится героем, много думает и читает
И если бы все задачи решались, то не было бы проблем
И только пуля знает, что делать с солдатом
между завтраком и обедом, атакой и отступлением,
поражение и победой
Это опасный трюк, смертельное сальто:
пролететь между орденом и ребром перед объективом фотоаппарата

      Солдат-мужчина:
Меня не убили - просто на землю положили
Я и сам не раз это делал с другими
Я так же закатывал глаза, кричал, когда меня любили

      Демон с топором:
С пулей в сердце она подошла к пропасти, бросилась вниз
Даже не вскрикнула, не открыла рта
Вся ее жизнь была у нее в руках
Она больше не вернется сюда
Мгновенье до смерти шептала своему палачу:
опоздайте, прошу вас на час, я заплачу,
я отдам вам жемчужину в золоте, тело свое в мехах,
я отдам всю свою жизнь, изложенную в стихах,
задержитесь на час, закружитесь в домашних делах.
Кто слышал эти слова, понимал. Что не умеет легко дышать
тот, у кого в голове война может только свинец и порох
в руках удерживать - не держать

      Солдат-женщина:
Я прошу мертвую голову мою украсить цветами
Умоляю. Расчешите волосы мои
Спойте колыбельную, чтобы не звенело в ушах ледяное слово "пли"

      Солдат-мужчина:
Просыпайся, товарищ, иди иди
Я ведь тоже мертвый,
у меня тоже кусок свинца в груди

      Солдат-женщина:
Я не хочу быть живым мертвецом
Бояться солнца, ходить по ночам с бледным лицом
Пить как воду чужую кровь
есть чужое мясо как бараний плов
Я хочу чтоб меня положили в гроб
уйти под землю как крот
чтоб не коснулись человеческой плоти мои зубы, мой рот

      Солдат-мужчина:
Товарищ. Тебе никуда не спрятаться от луны
Так много крови у этой войны
ты уже голоден - тебе не скрыть выделенье слюны
Вставай, сорви ненужные бинты
забудь лекарства, таблетки аспирина
Ты сможешь идти - стоит лишь захотеть
исписанным листком упасть, сгореть
в последний день зимы и карантина

      Демон со спицей и иглой:
Зомби трудно быть первые сто лет
Потом все просто: сесть ночью в самолет
улететь в Нью-Йорк, Берлин, Амстердам,
чтоб найти красавца на обед.
Зомби трудно быть первые сто лет.
Зомби трудно первые сто лет.


Александр Анашевич родился в 1971 г. Живет в Воронеже. Работает журналистом. Пишет стихи и пьесы. Публиковался в альманахах "Вавилон" и "Черновик" (стихи), "РИСК" (пьеса), "Митином журнале", газетах "Гуманитарный фонд" и "ГФ - Новая литературная газета" и др. Книги стихотворений: "Столько ловушек" (М., АРГО-РИСК, 1997), "Сигналы Сирены" (СПб., "Borey-Art-Center", 1999, шорт-лист литературной премии Андрея Белого за 1999 г.), совместно с Еленой Фанайловой - "Театральный роман (сказки и истории)" (М., ЛИА Р.Элинина, 1999). Тексты в Сети: на "Вавилоне" и на сайте современного искусства Пензы.