С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Март | |||
|
О ЧИТАТЕЛЕ СТИХОВ Произнесенное слово есть произнесенное слово. Искусство чтения стихов сродни ансамблевой музыке. И вправду, оно насквозь диалогично. Точнее, это искусство заполнения пауз как сама поэзия есть искусство их создания. Брешь в трех-, от силы четырехмерном пространстве, уводящая в многомерный мир. Потому что поэзия есть искусство, как минимум, пятимерное. Как же сложно тогда искусство чтения, отделенного от времени написания дистанцией исторического и культурного контекста современной читателю эпохи и всех предыдущих, поместившихся между. (Мы-то хорошо знаем, что иногда и десять лет эпоха.) Отделенного не только самим контекстом, но и всем застрявшим в его глубоких складках сором аллюзиями, речениями, намеками, говорком, политическим страхом, традицией цензуры или ее отсутствия, и т.п. Как же сложно искусство чтения и как гениален должен быть читатель, чтобы, даже не догадываясь не только о значении, но даже о самом существовании той или иной пылинки или щепки, почувствовать ее и неосознанно сморгнуть. Или это искусство еще более высокого порядка: искусство перевода? Итак, пауза. Как музыка, построенная на спонтанности, импровизации, меняющаяся от исполнения к исполнению, строится как диалог мелодий и пауз так и читатель заполняет оставленные автором пробелы своим неповторимым голосом. Без этих пауз разговор совместное музицирование вообще невозможен, и мы говорим здесь не столько о паузах временных, сколько о пространственных и логических. Паузах, из которых соткана ткань хорошего стихотворения, паузах тем больших, чем воздушнее ткань, до того опасного предела, где все превращается просто в дырявый материал. В гулком пространстве этих многомерных брешей вступает читательский голос, каждый раз иной даже у одного читателя, с каждым прочтением данного текста крепнущий, а там и другой читатель с его, иным, миром и иными обстоятельствами, вступает читательский хор какое же великое, гимническое звучит и бесконечно создается вокруг одной драгоценной тряпочки, легкого кусочка стихотворной шагрени, упрятавшей в свои поры всю Вселенную! Стихотворец, мы видим, вырастает из читателя, уже искусного инструменталиста. Это происходит независимо от возраста и часто вопреки ему, так как и в самом начале жизни читатель уже есть читатель, и вот уже ранняя, еще грубоватая гениальность втягивает его в бесполезную, по сути, бессмысленную ввиду отсутствия в ней единого, абсолютного смысла аполлоническую игру, у которой есть одно лишь преимущество перед всеми другими человеческими играми: она обезоруживает играющего. |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2001 "Вавилон" |
|