1. Сложнее ли провинциальному автору, чем столичному, с публикациями, выступлениями, вхождением в литературную жизнь?
2. В каком случае больше шансов, что новый, неизвестный автор будет замечен, при выходе его авторского сборника или при публикации в журнале, альманахе, антологии?
Александр Левин (Москва)
1. Вопрос предполагает единственный ответ: сложнее, конечно. На порядок сложнее. А то и на два (смотря чем мерить).
2. Когда есть и то, и другое, и третье, плюс публикации на известных литературных сайтах. Однократная публикация ничего не решает. Еще нужно, чтобы его (ее) приглашали на всякие литературные мероприятия, писали о нем (о ней) статьи, давали литературные премии; он(а) должен участвовать в телевизионных шоу, вести телешоу, вести радиопередачи о литературе, писать сетевые критические обзоры и/или газетные критические обзоры, дружить с известными и влиятельными критиками (желательно, с раннего детства), иметь своего литературного менеджера, лучше родственника (влиятельную маму, папу, мужа, жену). И, конечно, его должны переводить на английский, немецкий, итальянский и французский (можно также японский) и приглашать с лекциями в западные университеты. Вот тогда неизвестный автор точно станет известным. В противном случае может и не стать.
Дарья Суховей (Петербург)
1. Незначительно. Как ни парадоксально, нужны деньги, чтоб временами перемещаться в столицу и что-то делать там. В противном случае, ты псевдоним, симулякр, интернетчик, житель непознаваемых столицей пространств.
2. Журнальные публикации, разумеется. Потому что никто не будет печатать книгу малоизвестного автора в хорошо распространяющихся, например, книжных сериях. Кстати, журналы быстро поступают в библиотеки, чего нельзя сказать о всех книгах.
Александр Беляков (Ярославль)
1. Сложнее, т.к. даже при более или менее равном первоначальном качестве текстов москвича и провинциала выигрывает тот, кто физически ближе к редактору, издателю, литературной тусовке. Москвичу легче затусоваться, примелькаться, обрасти знакомствами (если он этого хочет). При раздаче всякого рода "слонов" тоже в выигрыше тот, что под боком и в чьей-то обойме.
2. В провинции литературных журналов практически не читают, поэтические книжные новинки сюда тоже не доходят. Поэтому можно опубликоваться как и где угодно, оставаясь для земляков абсолютно неизвестным. При стабильно невысоком интересе к поэзии в Москве журнальные публикации и книжки просто дополняют друг друга. Спустя годы это может дать некоторый эффект.
Андрей Щетников (Новосибирск)
1. Есть подозрение, что всё это зависит в гораздо большей степени от автора, чем от места. Я даже представить не могу, что это значило бы в данном случае: "при прочих равных условиях".
2. На первое место я бы поставил стремление к личному знакомству с местными или столичными литераторами. На второе устные выступления. На третье публикацию в журнале, когда ты сам присылаешь материал в журнал, а его у тебя неожиданно принимают. Публикация в альманахе, антологии это форма признания. Выход сборника где? Одно дело издать книжку за свой счёт, и совсем другое если тебе будет сделано предложение издательством. Но в Н-ске и известные авторы таких предложений пока что ни от кого не получали. Если автору делается такое предложение, то тем самым его известность уже подразумевается.
Мария Галина (Одесса-Москва)
1. Да, по моему собственному опыту нестоличному автору пробиться труднее, хотя благодаря Интернету пространство постепенно делается изотропным и шансы уравниваются.
2. Журнал либо "живое" выступление.
Аркадий Штыпель (Москва)
1. На мой взгляд провинциальному автору легче войти в литературную жизнь, но провинциальную же. А чтобы войти в столичную литературную жизнь, надо достаточно долго околачиваться в столице.
2. Если автора опубликовали, то он уже замечен по крайней мере редактором. При публикации в журнале, альманахе, антологии есть шанс быть замеченным соседями по публикации. Что же касается известности более широкой, чем внутрицеховая, то это вообще штука весьма в наше время проблематичная.
Александр Касымов (Уфа)
1. За некоторым исключением, которые только подтверждают правило, лит. жизнь в провинции заключается в отражении каких-то процессов, происходящих в столицах. Хоть тысячу раз объявляй себя культур-сепаратистом, все равно за регалиями в Москву поехать не откажешься. Ну если не за регалиями, так за публикациями, признанием. Опять же за некоторым исключением, провинциальные журналы в своем нынешнем виде никакого отношения к литературе вообще, к современной в частности не имеют (это называется духовность). Издательская деятельность противоположные примеры можно по пальцам перечесть, они общеизвестны носит сугубо полиграфический характер. Тут не ищут новых авторов и даже не публикуют старых, а выполняют заказы. И самый лучший заказ пачка бланков или альбом к юбилею фирмы. Так что непременно требуется засветиться в столицах. И то в родных палестинах об этом знать будут от силы пять человек.
2. Что касается того, где и как, то самый точный ответ везде и всяко. Однако же на периферии еще не забыли славные имена "Новый мир" и "Знамя". Так что если автор хочет, чтобы его дома не затравили, то публиковаться начинать надо с толстяков. Что бы ни говорили премудрые обозреватели об их скорой кончине. Что касается альманахов, то это что-то наподобие каталки в роддоме младенцев много, все красненькие, все пищат поди заметь гениального! Так что лучше моно чтобы собственный голос был слышнее. Хотя столичное счастье нынче дорого, а провинциальные таланты все равно только и делают, что мигрируют nach Moskau. Скоро вся вербальная культура там будет! А на периферии останется совершенно гладкое место... от бывшего носа.
Александр Хургин (Днепропетровск)
1. Чтобы не сомневаться в ответе, нужно жить в провинции. Можно в Днепропетровске. А ответ такой: сложнее это не то слово.
2. Пока, несмотря ни на что публикация в толстом журнале. Это если говорить о случае, когда книгу специально не раскручивают. Хорошо это или плохо другой вопрос. Но факт остается фактом.
Алексей Алехин (Москва)
1. Разумеется, труднее.
2. "Толстый" журнал.
Василий Чепелев (Екатеринбург)
1. Провинциальному автору наверное всё-таки сложнее в этой ситуации. В Екатеринбурге еще ничего обстоят дела с влияющими на молодого автора факторами, то есть и публикации возможны не отходя от кассы, и вечера, и книжки продаются, и разнообразная литературная среда поджидает, в других во многих городах, насколько я понимаю, ничего подобного нет. При этом и из Ебурга оказываясь в столице лично или даже в качестве текста, я периодически не в своей тарелке себя чувствую, как бы смущает меня некое самонесоответствие. Хотя, возможно, я зря обобщаю.
2. Понятно, что дебютанту необходимо привлечь к себе внимание, поэтому, безусловно, скорее его заметят в хорошем журнале, альманахе, антологии или в том случае, если его сборник вышел в известной книжной серии.
Юрий Цаплин (Харьков)
1. C публикациями сложнее. С вхождением если разуметь литсреду города, где живешь, так, может, и проще, ибо и плотность этой литсреды с плотностью столичной не сравнить.
2. Признаться, не нахожу четкой зависимости. Куда важней, видимо, кто издает сборник (брэнд не брэнд, в столице на родине героя, как и куда распространяется) в первом случае; хорош и известен ли журнал во втором.
Алексей Колчев (Рязань)
1. Безусловно, сложнее. Пока моя единственная публикация "Нестоличная литература", включённым в литературную жизнь себя не ощущаю.
2. Полагаю, при "публикации в...", т.к. на авторский сборник обратят внимание, если автор уже известен, да и в компании легче пробиться.
Сергей Солоух (Кемерово)
1. Если о средне-поточной грамотных людей, то, безусловно, напечататься столичному жителю легче. И знакомые могут оказаться, и связи, и натурально передком поработать можно. У провинциала с возвышенной душой и версификаторскими склонностями шансов практически никаких. Если речь о по-настоящему оригинальных литературных явлениях, то разницы нет, где его создатель, в Москве или на Луне, прорваться к читателю сейчас можно только чудом. Почему? Нормальный литературный процесс определяют три компоненты:
А. Вкусовщина литературной среды
Б. Коммерческий риск издателей.
В. Культуртрегерство университетских профессоров.
В настоящее время составляющая Б., в лучшем случае, маячит на горизонте, маячит, но пока не работает, а базовая и важнейшая В. даже и предпосылок для нарождения не имеет.
Таким образом, все определяет только А., а значит, уравнение предельно просто: если оригинальная и самобытная вещь, что как бы нонсенс по определению, оказывается почему-либо в жилу какой-нибудь сложившейся лит.группе, происходит чудо. Человека начинают печатать и, что еще важнее, писать о его произведениях, т.е. вводить в культурный оборот. Что, в свою очередь, позволяет сформировать свой устойчивый круг читателей, а значит, выйти из группы риска для издателей и, соответственно, зажить нормальной буржуазной жизнью.
Если же Вы никому не можете прийтись ко двору, то единственное ваше утешение известная сопля о том, что рукописи не горят. Что, при всей ее неизъяснимой пошлости, конечно, правда: когда бумагой подтирают задницу, разжечь сырую очень трудно. Лучше просто смыть.
Валерий Хазин (Нижний Новгород)
1. В практическом плане провинциалам сложнее, в силу количественных причин. В провинции практически нет "литературных клубов", тусовок, самостоятельных (в смысле отбора авторов) издательств, да и просто книжных магазинов. У нас в Нижнем (не поверите) всего 2 (!) настоящих магазина. Остальное с лотков. В метафизическом смысле безразлично, потому что никакой собственно "литературной жизни", по-моему, нет, а есть лишь обмен текстами, которым все равно где жить... Провинция же будет оставаться провинцией до тех пор, пока она мечтает стать столицей.
2. Шансы, мне кажется, примерно равные: и в том, и в другом случае слишком многое зависит от совершенно случайных вещей. Хотя, наверное, все случайности предопределены. Про талант рука не поднимается.
Елена Фанайлова (Воронеж-Москва)
1. Мить, ну, ты прям издеваешься, как сказал бы мой любимый литературный герой Хрюн Моржов. Нет, блин, проще, продолжил бы тот же герой, потушив свет. Во-первых, в провинции разнообразие культурных площадок меньше, а вкусовое однообразие вполне биологопочвенное. Во-вторых, если понимать под литературной жизнью ее общерусский вариант (пока все-таки глуповато создавать псковскую или воронежскую национальную литературную жизнь, да?): не только литература, но и вся культура исторически москво-(менее питеро-)центрична. За что отдельное спасибо князьям московским и их кровавой борьбе с прочими тверскими князьями (см. история КПСС). Или ты, Мить, задаешь этот вопрос, чтобы посмотреть, понимают ли это столичные литераторы? Нет, они, конечно, так же москвоцентричны, как и прочие жители этого прекрасного города, но какая-никакая совесть земли русской у них все-таки должна остаться. А почему ты не задаешь вопрос про молодых эмигрантов? Вот у них какая ситуация с публикациями? им где публиковаться?
2. Еще несколько лет назад исключительно в журнале, альманахе, антологии. Сейчас это зависит от того, в какой серии, под какой маркой выйдет сборник.
Александр Месропян (хутор Веселый Ростовской обл.)
1. Что касается публикаций, думаю, возможности провинциалов и столичных авторов здесь равны: ну какая разница, где издать сборник (если это издание "за свой счет"), а журналы, судя по всему, скорее опубликуют неизвестного/известного тьмутараканца, чем столь же неизвестного/известного москвича.
Но вхождение в литературную жизнь, увы, мало связано с публикацией до тех пор, пока эта публикация не будет замечена московской критикой и московской литературной общественностью (и, конечно, московской окололитературной тусовкой).
Вот здесь начинаются преимущества метрополии: и возможность, раз уж правила игры диктуют такую необходимость, регулярно выступать перед подчеркиваю! готовой к восприятию публикой, и пишут в столицах активнее, удовлетворяя спрос, и есть простор для реализации самых разных PR-технологий (безумствовать вот можно вполне вменяемо, рассчитывая на адекватную реакцию)...
2. Конечно, публикация в коллективном издании дает неизмеримо больший шанс начинающему автору если само издание не начинающее: имеет достаточно широкий круг авторов, стабильную аудиторию, регулярно обзираемо критиками разных станов. Но, с другой стороны, авторский сборник особый феномен, интересный именно совокупностью текста-композиции-дизайна.
|