С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Декабрь | |||
|
Премия Андрея Белого 2001 г.ПОЭЗИЯ Василий Филиппов (Петербург) за книгу "Стихотворения" (СПб.: Петербург-ХХI век, 2000), драматическую канонизацию достижений ленинградской нонконформистской поэзии 1970-80-х годов. ПРОЗА Андрей Левкин (Москва) за книги "Двойники" (СПб.: Борей-Арт, 2000) и "Цыганский роман" (СПб.: Амфора, 2000), подрывную работу с материей языка, искривляющую и рассыпающую литературное пространство. ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Валерий Подорога (Москва) за тексты в книгах "Мастерская визуальной антропологии. 1993-1994" (М.: Художественный журнал, 2000) и "Тетради по аналитической антропологии. Вып. 1. Авто-био-графия" (М.: Логос, 2001), открывающие новые возможности синтеза поисков современной западной философии с традициями русского философствования. ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Владимир Сорокин (Москва) за инновационность и радикальность творческой стратегии, не потерявшие своей актуальности, несмотря на обретенный статус классики. |
Очередное присуждение Премии Андрея Белого прошло на фоне возрастающей активности Оргкомитета по публичному освещению премиальных событий. Премия предлагает себя как нормальная часть литературного пейзажа, былая принадлежность андеграунду более не акцентируется. Оно и правильно: какой уж там андеграунд, когда в шорт-листе представлена продукция всех ведущих издательств страны: "НЛО", "Амфора", Иван Лимбах, ОГИ, "Ad Marginem", "Алетейя"... Впрочем, бросается в глаза отсутствие в поэтическом разделе книг издательства "Пушкинский фонд", представленного в прошлогоднем шорт-листе томиком избранных стихотворений Сергея Гандлевского. Кажется, что это неспроста. Выбор 2000 года (прежде всего в поэтической номинации) заставлял заподозрить, что премия начинает обозначать возвратное движение к эстетической и культурной радикальности, тогда как марка "Пушкинского фонда" ассоциируется, прежде всего, с новоформирующимся мэйнстримом. Но как раз авторов, маркирующих границу этого мэйнстрима, таких, как Владимир Гандельсман (с последней книгой "Тихое пальто") или Андрей Поляков (с "Орфографическим минимумом"), в нынешнем шорт-листе и не хватало. Это же можно сказать и про такие вышедшие в поэтической серии "Проект О.Г.И." книги, как "По краю озера" Евгения Сабурова, "Времена года" Николая Байтова, "Книгу стихотворений" Александра Белякова... Конечно, шорт-лист не резиновый, но идея игры по всему эстетическому полю требовала включения в него хотя бы одной из названных книг вместо, хотя бы, Александра Анашевича, который уже побывал в шорт-листе два года назад и имеет все шансы в обозримом будущем попасть в него снова (хотя бы с изданной в той же серии ОГИ уже после объявления шорт-листа книгой "Неприятное кино"). |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2001 "Вавилон" |
|