С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Февраль | |||
|
ЗРЕНИЕ ЗРЕЛИЩЕ ЗЕРКАЛОО книге стихов Анны Глазовой "Пусть и Вода"
Стихи Анны Глазовой представляют собой, в первую очередь, зрелище. Изобилие цветов, форм, объектов, цитат, ассоциаций, мест. Не времён время здесь одно настоящее время, когда и происходит акт созерцания глазом поэта всех этих редкостей, чудес, чудовищ (здесь нужно сделать книксен, извиниться за увечный каламбур, произошедший из упоминания органа зрения в опасной близости от фамилии поэта глазеющего...). Поэтому глагольная форма Глазовой несовершенное деепричастие настоящего времени. Тревожное и тягучее Бергсоновское duree. А когда глаз читателя эти стихи встречает (когда взгляды встречаются), у него слюнки текут. Но слюнки глаза это слёзы. Невесёлое это зрелище. Странная смесь кунсткамеры и рынка. в дрездене сводня одета в жёлтое. A eщё эта поэтика напоминает кунсткамеру, потому что всё дело происходит в воде, в полупрозрачной жидкости... Как и там, на Университетской набережной, в колбах с жутковатым раствором плавали сиамские близнецы и прочие недорождённые младенцы, так у Глазовой покачиваются в колбах-стихах нереиды, морские коньки, кашалоты, драконы, минотавры, лотрек, элиот и прочая нечисть. Чудесные чудища выставлены на позор позор зрения, позор прозрачности: морской конёк Но кто сказал, что это мёртвая вода? Живая это вода. Потому что только в живой воде могут происходить прямо перед твоими глазами, именно сейчас, все эти бесконечные превращения. Смена пола , смена божества. Окровавленный Аттис несётся по небу, отбрасывает в отвращении инструмент письма... Скорее даже не боясь, а надеясь вызвать насмешку, замечу: периодическая (sic!) смена пола операция, как известно, необходимая для поэта. Потолок у поэта всегда один и тот же, но чем ближе к небу, тем холоднее, как заметил печальный Пушкин о печальном же Дельвиге. С полом всё не так окончательно. Протей и Приап те же близнецы-братья в мутной колбе Кунсткамеры. я охочусь на себя с миномётом Пожалуй, стихи Глазовой, в смысле накожной температуры, находятся достаточно близко к небу. Стихи эти холодны, что хорошо были бы теплыми, пришлось бы изблевать, а так хочется любоваться на них долго-долго, бесстыдно подглядывать за их внутренней жизнью в глазок калейдоскопа. Игра разноцветных стёклышек. У Глазовой много цветов: черно-белый, безоблачно-голубой, сине-зелёный. Точная, но и суровая палитра города, замершего в окружении либо в ожидании воды. неподвижное море затихнет у берега склепа Пируй, читатель. Перебирай сокровища, принесённые морем. Ощущай себя отважным Муми-троллем на острове Хаттифнатов: там можно было найти песчаную площадку, усеянную ракушками, потайное место плясок морских русалок... а чуть подальше в полосе прибоя виднелись почти целый ковшик и старый башмак без каблука бесценные сокровища, когда отнимаешь их у моря... Наверное, покажется смешным цитировать Туве Янссон в разговоре о поэте, чьи стихи тайно и явно изобилуют тенями гораздо более Весомых и Прихотливых мастеров. Наверное, следует изыскивать влияния и вытаскивать за хвостики подтексты. Наверное, следует но не хочется. Потому что перед нами не сложные метатекстуальные песочные замки, оплывающие под натиском океана, а то, что только неторопливый муми-тролль может рассмотреть на берегу. Стихи Глазовой не есть очередной приступ тоски по мировой культуре. Здесь не дар учёной памяти, но дар зрения. пустяк пустяк так и эдак. Итак, готов портрет, равно трогательный и ложный: чужой берег, чужой язык (да-да, те же переводы!) мы не в изгнании, мы в аспирантуре, бродская меланхоличная наблюдательность, Эней-Одиссей, Робинзон Пятница следы на песке... Здесь важно даже не то, что подобные построения выносят нас за рамки хорошего вкуса и здравого разума, кроме того, как говорил Шкловский, "я не сторонник реальности"... Главное всё это здесь совершенно неуместно. Есть ли биография, география, (пред)история у зрения? Зрение анонимно, смотрящий уступает в надменности и важности объекту наблюдения. Объект же разбухает, как весеннее зерно, и преследует нас бездной подробностей. Увлекаясь этими подробностями, мы сливаямся с тем, что видим, мы отныне только то,что мы видим. ...вяло колышутся телоцветки морских ежей и актиний Смотрящий на воду сливается со своим отражением в воде. Когда Алиса делает шаг сквозь зеркало нечего на это зеркало пенять. |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2003 "Вавилон" |
|