С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Январь 2005 | |||
|
Памяти Льва Дановского
Валерий Черешня
Это послесловие к удивительно цельной и состоявшейся жизни поэта. И будет оно, в основном, о стихах, потому что остались стихи, как отражение этой жизни, и то, что отражение почти лишено раздражающей ряби, главная заслуга поэта. Прочесть их так, как они написаны не больше, но и не меньше, вот задача для благодарного читателя. ТРЕТЬЕ АПРЕЛЯ Где меня не забудут, найдутся дома. Но и от этого, пронзительно звучащего гимна бытию, Лев ушел далеко вперед, а главное, вглубь. Жесткость, жестокость мира ранила и не отпускала его. Хаос внутренний и внешний подступал, засасывая как вихрь, он наводил ужас и бороться с ним можно было только закляв его точными словами. И эти точные слова нашлись. Подобно Диогену, ходившему среди толпы с факелом, крича: "Ищу человека!", Лев искал и не находил паскалевский "мыслящий тростник", но от бездны отчаяния спасало слово. Слово это звучало не так открыто, лирично, но зато насущно и правдиво, это уже "хлеб" поэзии, который нужней любых приправ в годину голода: Снег сухой летит на пруд, Снег сухой летит в лицо, Ух, какая круговерть! Он старается не зря, В стихотворении обозначены все важнейшие для Льва темы, всё, что так мучило и не отпускало его до конца: и хрупкость мира, и правдивая беспощадность хаоса, отсутствие человека и вечное присутствие смерти. "Я бы всему присвоил гриф / "Совершенно утратно", невыносимая для человека мысль о неизбежности утрат оборачивается в поэзии почти восторженным гимном единственности и неповторимости каждого смертного мгновения, осознанием неправедности попреков и жалоб, их диссонансом с хоралом мира: "Кривизна всегда есть в укоризне / Как бы жить, за все благодаря?". Вот так и жить, вот так и заклясть поэтическим словом смерть и хаос, не дав им своей тяжелой поступью раздавить "мира хрупкое яйцо" (слышите, как по-командорски явственно "хрупают" их шаги по снегу?). И тогда хаос становится радостным. Потому что за глубоко пережитым и выраженным ужасом нет ничего, кроме радости, пусть радости отчаяния. Это прозрение, которым поэзия наградила Дановского за верность и бескорыстие, дается немногим, а сказать об этом достойно и своим голосом дано только истинному поэту. ПАМЯТИ ЛЬВА ДАНОВСКОГО В небе царит звезда. Л.Д. Смерть подступила теперь тобой, Шарит и шарит наощупь втемне, Столько забрала уже все не впрок, Как мне забыть этот ласковый жест, Что это значит, что ты умирал Горы там помнят божественный нрав, январь 2005 |
ПУНКТИРНАЯ ЛИНИЯ1. Мы встретились на улице его тезки: Толстого, в 72-ой школе, что была напротив Первого Медицинского. Длинный коридор, изогнутый так, что из конца в конец не просматривается, пыльное весеннее солнце сквозь мутноватые окна, Лев с черной шевелюрой, высокий, белозубый, в очках. В этой точке и началась прямая. 2. Учимся в ЛЭТИ, то есть кружим по Петроградской. Первые публикации в институтской газете "Электрик". "А в старину звалась ты Натали...", Лев безответно влюблен в Н. С друзьями из ЛИТО самиздатский сборник "Шпалы". Скромная идея своей подсобной роли: по этим шпалам придет кто-то воистину великий. ...А потом, за общим уже столом, что не в губы, а в лоб целовать пришлось... 3. Последняя электричка, мать волнуется. То ли звонить, что остается у кого-то из друзей, то ли поспевать. Зависит от количества выпитого, от предмета ухаживания обнадеживающего или безнадежного. Наконец, от того, есть ли койко-место. "Однажды проснуться на даче, веранде чужой, / с трудом разобрав, что находишься в Новых Ижорах. / Вчерашний поступок, он как-нибудь связан с душой? / Не знаю, не знаю, не думаю, слушаю шорох." Узнавая облупленный тамбур, заплеванный пол, Узнавая шеренгу деревьев, крутой поворот, Узнавая вокзальный, в рябинах обломанных сквер, Мать умрет в год рождения его сына, оттуда, из тех времен еще не скоро, отсюда мгновенно. В огороде, прилепившемся к деревянному домику на Лахте, жжем листья. Лев отходит в сторону, к кусту смородины, плачет навзрыд. Сколько было этих возвращений. От станции по асфальтовой, хлипкой с выбоинами дороге к дому. 4. Распределение в контору на Нарвской. На долгие годы выход из метро в темноте ленинградского утра, на монстра "Нарвских ворот", вдыхая ядовитый запах мыловаренного завода, и метров сто по улице со страшным именем "Промышленная". Вход в "почтовый ящик". Весь день шел снег и выбился из сил Идем на Смольный. 5. На географической карте вновь изменения. Валера в Петергофе, я на Чайковского. Едем в Петергоф. Какой-нибудь разговор о стихах. 6. Жена Юля. Сын Мотя. Потом дочь Катя. Спрашиваю: Почему Катя? Ну, Мотя, Катя... В рифму вроде. Выйду во двор погулять с детьми, Это счастливая передышка. Иногда, на неделе, когда мы сидим на кухне на Чайковского, вижу, как он устал. "За счет чего он жил?" спрашивает себя простодушная женщина, которая ухаживала последние годы за Прустом, и отвечает: "Он жил за счет жизни". Надо прокормить семью, Надо работать на двух Надо войти в судьбу, Есть комментарий к строке, Как подкошенный сноп, Я пишу не рецензию, тем более не панегирик. Но почему бы не сказать, что эти стихи навсегда? Безоговорочно. Потому что ими "кричит стомильонный народ". 7. Первая книга Льва "Пунктирная линия", изд-во "Абель", 1998 год. Автору 51. СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ Только бы на тебя посмотреть, посмотреть Потому что ты родной, родной, Потому что жизнь прошла, прошла Сверим, друг, наконец, часы. Это утром будет невмоготу, "Когда человек умирает, изменяются его портреты..." Стихи изменяются тоже и, превращаясь из приветствия в прощание, больше не ускользают от взгляда, не проходят мимо ушей, подобно повторяемому изо дня в день "привет", но обретают ту определенность и окончательность, которая заключена в слове "прощай". январь 2005 |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2002 "Вавилон" |
|