Немалое число животных на улицах Москвы первого сентября, в День города наводит на размышления о сходстве этого праздника с освоенным когда-то христианством языческим праздником плодородия и животных. Катания на лошадях и пони, выставки кошек, собак, кроликов, морских свинок и попугаев. Распродажа фигурок разнообразных животных, в том числе доисторических. Дети рисуют птиц на тематическом конкурсе под открытым небом. Припоминается как церковный Новый год 1 сентября, так и праздник Флора и Лавра, на который животных приводили в церковь, по новому летоисчислению тоже около 1 сентября. В этом году праздник животных на День города к тому же был осмыслен также как экологическая акция Гринпис.
Чувствительность московских городских торжеств к традиционным календарным праздникам заслуживает, однако, внимания.
Недавно выкристаллизовалось еще одно городское торжество "Вахта памяти" на Ивана Купала. Языческий праздник, так скажем, имевший отношение к сексуальности и, кажется, тоже в одном из языческих календарей приходившийся на Новый год, совпал с Днем памяти начала Великой Отечественной Войны.
В ночь на 22 июня московские молодые люди отправляются пешком по улицам города к Кремлевской стене, где поют песни, читают стихи, возлагают цветы и зажигают свечи. Ночь заканчивается катанием по Москва-реке на специально арендованных городом речных трамваях. Цветы, огонь и катание по воде бывали, как известно, и на Ивана Купала.
Масленицу, связанную как в языческом, так и в христианском сознании с погребальным ритуалом и кануном Великого поста, а также и с началом нового года по одному из языческих календарей, городские власти отмечают вполне официально под собственным названием.
Наконец, на Новый год, в детских театрализованных представлениях спонсируемых районными управами фольклорных ансамблей, главное место занимают сюжеты, связанные с языческой традицией святочных гаданий, представление которых происходит с обязательным участием деда Мороза, Снегурочки и Петрушки. Никого не удивит отсутствие упоминания о Младенце, Марии, Иосифе, Волхвах, яслях и домашних животных. Но есть - шутовские переодевания, пляски и колядки. Молодые девушки гадают - появляется что-то среднее между лешими и душами умерших предков, которых надо побороть... Угрожающее и сулящее волшебные победы потустороннее выходит из подземного царства.
Склонность к празднованию множества новых годов явно прогрессирует среди населения. По старому и новому стилю, православный, католический и восточный, а также языческий.
Ко всему этому московская городская администрация имеет какое-то отношение, принимая довольно активное, хотя и несколько анемичное по внешнему виду, участие в социализации представлений о жизни, смерти, семье, сексуальности, о волшебном и потустороннем.
Каковы особенности этой социализации?
Не стремятся же административные педагоги в самом деле воспитать в населении представление о том, что о плодородии и благосостоянии надо молиться животным богам, что сексуальность находится в тесной связи с войной, смерть необходима для возрождения жизни, принадлежащие душам предков потусторонние силы надо обуздать и заклясть с помощью специальных ритуалов, и что каждая из заклинаемых сущностей живет в своем собственном годовом кругу, в замкнутом пространстве, лишенном стержня, объединяющего его другими годовыми кругами?
И не сменилось ли на рубеже веков летоисчисления от рождества Христова сознание, связанное с представление о едином Боге, сознанием скорее языческим?
|