С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Ноябрь | |||
|
КОЛДЕР И ХОР ЗА СЦЕНОЙ(По поводу романа В.Месяца "Лечение электричеством", М.: Терра, 2002) Общим местом стало высказывание о том, что проза поэта отличается от прозы прозаика. И тут можно вспомнить и удивительную "Тамань", и закрученную, как раковина, "Пиковую даму", и пульсирующего "Живаго". Завораживающий "Петербург" и "Записки корнета...". И то, что Гоголь называл свой роман поэмой. Такая проза предполагает, как минимум, присутствие в прозаическом дискурсе той самой гостьи, которую принято изображать с музыкальным инструментом в руке. Но в каждом конкретном случае присутствие ее организовано в пространстве-времени прозы неоднозначно. Муза может отдать повествованию свою мелодию или даже метрику, как это происходит в поздней прозе Белого, может сидеть в кустах за расстроенным роялем, как в некоторых печальных и глубоких хохмах Аксенова, фактически устраняться, как в "Повестях Белкина", или быть вынесенной в приложение к основному прозаическому корпусу, как в "Живаго". Рильке сказал в своих итальянских записках несколько первоклассных слов по поводу ландшафта и пейзажа в живописи Возрождения. В общих чертах его замечание сводится к тому, что золотой фон Треченто изолировал бы человеческие фигуры друг от друга, тогда как общий ландшафт, стереоскопически проступающий за окном, в Тайной Вечери, например, объединяет их. Пейзаж это их общее. И где-то дальше Рильке говорит, что такую же, объединяющую, интегральную роль в трагедии выполняет хор. Его музыка и поэзия. Современная проза, да и поэзия, в основном, напрочь утратила представление о Едином начале. Словесность пошла по пути дробления, фрагментарности и осколочности. Я не берусь судить, много ли она приобрела, но я точно знаю, что она утратила честь. Честь фрагмента, осознающего себя частью единого, и честь фигуры, аристократически признающей свое родство с любой другой фигурой, ибо их связывает воедино пейзаж не только физический, но и метафизический. Книжка Вадима Месяца читается взахлеб. Написанная мастером рассказа, истории, она состоит из, казалось бы, все тех же разрозненных и приветствуемых поэтикой постмодернизма маргинальных фрагментов, вспыхивающих и фосфоресцирующих некоторое время, пока не наступит черед следующего рассказа. Кажется, что от страницы к странице дробность, сумбур и энтропия должны нарастать, но этого не происходит. И когда я спросил себя, в чем тут дело, я услышал хор. У меня сразу же возникло ощущение, что роман устремлен к главному событию. Но по мере чтения я начинал догадаться, что такового на страницах не произойдет. Они тянули к нему, кивали на него, пробирались в его сторону, но каждый раз неотвратимо отворачивали. И слава Богу. Потому что главное событие все же произошло. Не на страницах, а во мне читающем. Интегрирующий образ возник. Калейдоскоп романа спровоцировал на Единый метафизический пейзаж, на единый, для всех значимый музыкальный голос второго плана. Насколько я помню, сходная попытка была сделана в финале романа В.Аксенова "Ожог" в эпизоде с похоронным шествием, где что-то должно было вот-вот приоткрыться, вспыхнуть, случиться, объединить всех, дать всему смысл, но не происходит... гроб движется дальше, смерть и фрагментарность мира торжествуют. Удивительным образом сходную смыслообразующую роль в "Лечении" выполняет замороженное рождественское животное, символ смерзшегося, законсервированного Рождества. Собственно говоря, то, что произошло на Кресте, стало общим местом, перестало переживаться, превратилось в мороженого поросенка в супермаркете. Ведь для того, чтобы "поросенок" оттаял, чтобы войти в Большую историю о Боге и человеке, надо войти в реальность, а кто же не боится реальности? Дрожа от напряжения, интуиция стремится ухватить в XXI веке то зерно смысла, ту первоначальную звезду человека, которая, взорвавшись, разбежалась во все стороны, мерцая уродливыми и загадочными фрагментами-артефактами. Большой взрыв произошел с человеком, как прежде с Космическим яйцом. И для того, чтобы вернуться к человеку, превратившемуся в подвешенный фрагментарный колдер, необходимо решить загадку разнесенного образа. Каждый фрагмент, подрагивающий от сквозняков эпохи, должен быть прочтен и сбалансирован заново. Человек расположился в пространстве-времени совершенно необычным и беспрецедентным образом его сейчас больше можно узнать в дальнем дельфине или в пространстве трех D, чем в золотом сечении Дорифора или Аполлона. Подобно растопыренному ежу главный герой "Электричества" расположился в пустоте, вынося себя на концы игл с наколотыми на них эпизодами. И попытаться ухватить его суть возможно лишь приняв к сведению два порыва ветра из-под пальцев Аполлона и из губ Диониса. Именно они раскручивают колдера-Грабора как клейстовскую марионетку. Может быть, поэтому и создается обманчивое впечатление легкости, ощущение каких-то ненастоящих похмельных мук, каких-то ангелических выходов по ту сторону всех проблем, потому что марионетка парит, преодолевая гравитацию, плюс имеет тенденцию путешествовать туда-сюда во времени. Первым колдером и разнесенным образом был все же Дионис-Загрей, разорванный на тысячу кусков титанами. Неповрежденным осталось только сердце, вокруг которого и был собран новый Дионис. Крылатое парение, самозабвение, порыв, презрение к иерархии мира все это "разнесенный" цыган-Грабор унаследовал от своего неистового двойника, разорванного Загрея. Роман кончается днем, когда "на другом берегу реки рушатся великие небоскребы". Безмерное вторгается в жизнь уже не только усилиями героя. Распавшийся билдинг на миг образует в невесомости клейстовскую марионетку, модель человека жестов. Но собрать жесты в человека способен другой бог, тот, кто покровительствует музам и знает меру и число. Бог гармонии. В романе он бессилен. Но от Диониса-Грабора осталось сердце, та точка сборки, где можно выстроить все наново под песни невидимого Хора за сценой... О чем же поет Хор без слов в романе "Лечение электричеством"? Ответив на этот вопрос, я смогу сказать, о чем же роман. Этот очень русский хор поет какие-то странные слова, который каждый волен трактовать, как ему вздумается: Мама, Господи, я люблю тебя, есть жизнь и смерть, мой палец стал дельфином... |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2002 "Вавилон" |
|