Январь 2002

ХРОНИКА


7.01. Премьера

    Владимир Львов, редактор издательства "Ладомир", по случаю своего 65-летия выступил с полными описаний, деталей и уклонений устными рассказами из своего детства, прошедшего в семье видного сталинского функционера.



8.01. Авторник

    Со своими текстами выступили два автора, совпавшие в одной программе случайно: Анастасия Копман, лауреат премии "Дебют" 2001 г. в номинации "Юмор", должна была участвовать в запланированном, но не состоявшемся вечере молодых драматургов, а поэт Алексей Александров (Саратов) оказался в Москве неожиданно. Прочитанная Копман минипьеса "Родственники" достаточно убедительна, хотя явно не претендует на какие-либо художественные новации, и ближе скорее к мрачно-ироническому, балансирующему на грани абсурда бытописанию, чем к юмористике. Представленные Александровым стихи 2001 г., собранные под общим названием "Велосипедные мишки", как заметил в последующем обсуждении Илья Кукулин, демонстрируют эволюцию в сторону более свободных (в пределе - сюрреалистических) ассоциаций между образами, знаменуя, таким образом, отход с традиционалистских позиций еще одного существенного для младшего литературного поколения автора. В заключение состоялось короткое обсуждение предстоящей январской программы клуба, в котором выделялось предложение Владимира Никритина удавить Баяна Ширянова в ходе авторского вечера последнего.



11.01. Авторник

    В "Подвальном цикле" Данилы Давыдова Артур Крестовиковский прочитал целиком небольшой роман "Маленький человек", предварив текст коротким одобрительным отзывом Михаила Гаспарова. Роман, в общем и целом, представляет собой историю любви современного "подпольного литератора" с явно автобиографическими чертами (имя героя анаграммирует имя автора), сюжет которой растворен до почти неразличимости в ритмизованной прозе, нашпигованной бесчисленными цитатами. На общем фоне выделяются несколько отрывков с язвительными зарисовками московской литературной жизни (Литературный институт, студия "Кипарисовый ларец" и др.).



14.01. Премьера

    Открытие выставки-акции Владимира Тучкова (идея, тексты) и Алексея Иорша (визуальное решение) "Новая русская реклама" (подзаголовок: "Покаянная акция"). Суть акции в использовании цитат из классической литературы в качестве рекламных слоганов - от лежащих на поверхности (похоронное бюро "Милый предел") до весьма остроумных (диалог из "Мертвых душ" о том, доедет ли этакое колесо до Москвы, рекламирует поступившее в московские книжные магазины собрание сочинений Александра Солженицына); покаянность, согласно проспекту акции, вытекала из того, что традиционно русская литература негативно относилась к деловому человеку и его деятельности. Против ожиданий, авторы акции никак не выступили на открытии.



14.01. Образ и мысль

    Вечер прозаика Эдуарда Шульмана, посвятившего свое выступление 300-летию Петербурга и по этому поводу подробно рассказывавшего о своем замысле повести о дуэли и смерти Пушкина, о своем понимании психологических основ коллизии Пушкин-Гончарова-Дантес и т.п. Фаина Гримберг дополнила соображения Шульмана рассказом о книге Серены Витале "Пуговица Пушкина", в которой исследуется переписка Дантеса и прослеживается создание мифа о зловещем иностранце, убившем гордость русской поэзии. Сверх того, Александр Рапопорт прочитал небольшую гротескную новеллу (из предполагаемой книги "Анекдоты новейшего времени") об искусствоведах Царского села, которым являются местные призраки.



15.01. Авторник

    Вечер поэта Владимира Строчкова повторял (в более размеренном темпе) программу 29.11.01; к текстам был добавлен прозаический фрагмент, звучавший 3.12.01, а к фотографиям - внутренние и наружные виды вилл, в которых живут приглашаемые в Италию писатели.



16.01. Проект О.Г.И.

    Презентация книги стихов Анатолия Наймана "Софья" (М.: ОГИ, 2002) - небольшого сборника, в который вошли стихотворные посвящения внучке поэта. Чтение нескольких стихотворений из книги Найман предварил замечанием о том, что эта книга радует его более всех его книг, поскольку знаменует собой возвращение поэзии к ее нормальному бытованию: поэзия - для людей (т.е., надо понимать, для семьи и близких), а не для критиков и издателей. В завершение вечера прозвучало несколько текстов из готовящейся к изданию следующей книги стихов Наймана "Львы и гимнасты", в т.ч. изящное "Подражание" (Пастернаку).

      V.S. Д м и т р и й   В е д е н я п и н

        Мне кажутся стихи этой книги чудесными, трогательными и красивыми. И я люблю, как читает Найман.



18.01. Музей современного искусства

    Презентация 4-го выпуска поэтической газеты "АКТ" (Санкт-Петербург). Со стихами выступили редактор газеты Тамара Буковская, Иван Ахметьев, Александр Ожиганов и Владислав Лён.



20.01. Музей Маяковского

    Литературно-музыкальный вечер "Я люблю тебя, смерть" был подготовлен и проведен группой молодых авторов во главе с Алиной Витухновской. Концепция вечера была сформулирована в двух рефлексивных выступлениях представителей маргинально-самиздатской политической прессы, заявивших, что любовь к смерти свойственна правым радикалам и русскому народу (в отличие от свойственной левым и евреям любви к жизни), а потому программа вечера есть программа русской фашистской поэзии. Основу вечера составили тексты самой Витухновской, из которых несколько (достаточно старых и хорошо известных) были прочитаны ею самой, а большинство - исполнены актером Владимиром Епифанцевым в композиции с электронной музыкой и видеорядом, смонтированным из фильмов Ленни Рифеншталь и самодеятельной съемки садо-мазохистского, некрофилического и непосредственно фашистского содержания. Другие авторы, выступавшие со стихами, не имели никакой выраженной творческой индивидуальности, комбинируя красивости в духе начала XX века с идеологемами соответственного содержания, - можно понимать, что их выступления были призваны служить фоном для Витухновской. Проверку билетов и допуск в зал осуществляли люди с повязками Российского Национального Единства.



21.01. Премьера

    Полтора акта из неоконченной пьесы Викентия Нилина и Александра Курняева под условным названием "Сила тока" (бытовые беседы на грани гротеска в ходе сбора гостей в обычной не слишком интеллигентной семье после того, как в квартире отключилось электричество) были прочитаны по ролям довольно пестрым составом (частично - литераторы из близких к клубу, частично - друзья и знакомые авторов), в котором выделялся Иван Ахметьев в роли бабушки.



22.01. Авторник

    Первый персональный вечер поэта Яны Токаревой представил пространную ретроспективу ее творчества, начиная со стихов 1991 г. (т.е. написанных в 14-летнем возрасте), - юношеские тексты Токаревой, будучи несколько бесплотны по материалу и фактуре, отличаются редкостными для совсем юного автора изяществом и легкостью, чистотой эмоциональных состояний, питаясь, по-видимому, лучшими традициями позднесоветской авторской песни. Стихи середины 90-х (циклы "Post victum" и "Стихи на всякий случай", оба со значительной композиционной спаянностью), напротив, непосредственно и демонстративно привязываются к бытовым и личным обстоятельствам автора, трактуя их то в лирическом, то в шуточном ключе (статус студента-филолога многократно обыгран в них нарочитыми цитатами из общеизвестных источников; вообще цитата, культурный источник подаются Токаревой как один из элементов психологического обихода лирического субъекта - не без иронии, которая, однако, направлена не на источники, а на неизбежность собственного обращения к ним). Те и другие свойства сохраняются в лучших текстах 1996-2001 гг., почти всегда имеющих персональную адресацию, отсылающих к конкретным бытовым подробностям из жизни автора и одновременно к русской поэтической классике, легких и чистых по звуку (иными словами, ритмическая и фоническая стороны стиха, как правило, не акцентируются Токаревой, но всегда присутствуют в сфере ее внимания); склонность простым языком и без аффектации говорить о сложных нюансах состояния личности сближает Токареву с чуть более старшей Ольгой Зондберг (которой посвящено одно из стихотворений). И, как чуть ранее у Зондберг, в текстах конца 90-х у Токаревой намечается более "левая" линия (начиная с цикла "Буколики"), сопряженная с обращением к верлибру, асинтаксическим речевым формам, фрагментарности, - этот сдвиг особенно ярко зафиксирован в последнем по времени цикле Токаревой "Comme il faut" (см. 25.09.01). Во втором отделении был представлен в выдержках прозаический (комбинирующий жанры мемуаров и записных книжек) текст "Архивная практика", основное место в котором занимают пропущенные через призму довольно субъективного взгляда зарисовки из студенческого быта; в непродолжительном обсуждении отметим остроумное замечание Марии Бондаренко о том, что традиционно жанры мемуаров и записных книжек связаны в читательском восприятии с авторами, чей символический капитал сложился за счет сочинений другого жанра, и минидискуссию Линор Горалик и Дмитрия Кузьмина о близости заметок Токаревой текстам, бытующим в Интернете в субкультуре live journals.



23.01. Проект О.Г.И.

    Вечер поэта Константина Рубахина (Воронеж-Санкт-Петербург). Открыв чтения подборкой стихов предыдущих 2-3 лет, Рубахин представил затем новую стихотворно-прозаическую композицию, отличающуюся от "Книги пассажира" (ср. тж. 13.06.01) существенно меньшей выстроенностью сквозного сюжета прозаических фрагментов.



24.01. Проект О.Г.И.

    Презентация книги стихов Михаила Гронаса "Дорогие сироты," (М.: ОГИ, 2002; название - так, с запятой в конце) прошла в отсутствие автора, живущего в США; стихи из книги читали Григорий Дашевский, Федор Успенский, Евгения Лавут и Псой Короленко. В такой презентации рельефнее выступала интерпретационная (= авторская) индивидуальность исполнителей. Дашевский представил отчетливую декламацию, акцентирующую метрическую основу (выбирая для этого наиболее метрически однозначные тексты, составляющие в книге меньшинство). Лавут выбрала для исполнения ускоренный темп, читая звенящей, пронзительной скороговоркой. Успенский читал в несколько шаманском духе, специфическим глуховатым тембром, на одной ноте. Ближе всех, думается, подошел к духу оригинала Короленко, преимущественно проборматывающий текст, снабжая его при этом, уже от себя, некоторым нажимом. Поэзия Гронаса непосредственно вырастает из ряда вершинных достижений русской и западной поэзии середины XX века, опираясь преимущественно на поздних Ходасевича и Мандельштама (оптически у Гронаса сочетаются идущее от первого из них стоическое созерцание мирового безумия с идущим от второго лихорадочным заглядыванием за его изнанку), но также порой и на Введенского, а равным образом на Тракля и Целана (переложения из которых вошли в состав книги). Мотивы сиротства, нищенства, убожества, бытовой и экзистенциальной ущербности едва ли не доминируют в книге, переплетаясь с частыми обращениями к темам православия и иудаизма, понимаемых, впрочем, скорее как русское и еврейское начала.

      V.S. Л е о н и д   К о с т ю к о в

        Я думаю, что, может быть, это самый сильный поэт из тех, которые сейчас пишут. Конечно, это нужно еще проверить при чтении глазами. Разными исполнителями нам были представлены два или три разных автора.


28.01. Премьера

    Акция Клуба литературного перформанса "Пьянству бой, а блядству гёрл", приуроченная к открытии в Зверевском центре современного искусства выставки живописи Светы Литвак, открылась перформансом Литвак и Николая Байтова "Кротовая нора" на текст одноименного рассказа Байтова (см. 24.01.98), - этот перформанс сопровождается обильными возлияниями; фоном для перформанса служил написанный Литвак огромный портрет обнаженного мастурбирующего Байтова. В финале перформанса вино, которым Литвак мыла ноги Байтову, было слито обратно в бутылки и предложено публике для распития. Далее со своими стихами выступили Иван Ахметьев, Андрей Воркунов, Владимир Герцик, Алексей Колотенков, Вера Сажина; Дмитрий Авалиани, посетовав на то, что у него почти нет срамных текстов, предъявил ряд листовертней, начав с серии "Андрей Вознесенский". Ольга Воздвиженская зачитала фрагмент порнографического романа, рекламируя тем самым серию эротической прозы издательства "Ладомир", а Данила Давыдов - полуприличное стихотворение из почты премии "Дебют". Вечер сам собой сошел на нет в связи с нарастающим опьянением организаторов, участников и слушателей.



29.01. Авторник

    Вечер прозы Баяна Ширянова. Как и предыдущий вечер 10.04.01, автор этой литературной маски Кирилл Воробьев вынужден был начать с объяснений, отчего после объявленной более года назад смерти Ширянова в печати продолжают появляться его новые сочинения, - на сей раз, правда, была предложена другая версия: вторая книга Ширянова из жизни наркоманов, "Срединный пилотаж", была будто записана на компьютер Воробьева и запрограммирована на появление на рабочем столе компьютера в определенный день. Несколько прочитанных Воробьевым глав "Срединного пилотажа" демонстрировали бОльший, сравнительно с "Низшим пилотажем", стилевой диапазон (отдельные фрагменты стилизованы под народную сказку, под библейские тексты и т.д.) при некотором ослаблении энергетики (что, по-видимому, для всякого второго тома неизбежно). В заключение Воробьев заявил, что он (надо понимать, в ипостаси Ширянова) ощущает себя свищом, через который хлещет гной "винтовой" (относящейся к наркоманам - потребителям первитина) субкультуры, и в двух словах рассказал о задуманном им совместно с Дмитрием Гайдуком проекте журнала "Ремиссионер", в который собиралась бы литература, связанная с проблемами наркотиков и наркомании, - впрочем, журнал в задуманном виде выходить не будет, поскольку Воробьев и Гайдук разошлись во мнениях о будущем проекта. Едва ли не главной сенсацией вечера стал предъявленный Воробьевым залу прототип одного из персонажей обеих книг Шантора Червица - живой и здоровый.



30.01. Проект О.Г.И.

    Презентация книги стихов Татьяны Риздвенко "Для Рождества, для букваря" (М.: ОГИ, 2002). Риздвенко читала стихи из книги в сопровождении Андрея Соловьева (труба) и Александра Костикова (гитара). Составившие книгу стихи последних нескольких лет (впрочем, второй раздел перешел из трехлетней давности сборника "Личный воздух" и включает тексты начиная с 1991 г.) по жесткости негативных эмоций подходят вплотную к стихам Елены Фанайловой (ср. 4.07.00), в большей степени оставаясь, по образно-тематическому ряду, в кругу бытовой и интимной жизни (в частности, собственной телесности).



31.01. Фонд "Новые имена"

    Вечер поэта Олега Чухонцева. Прозвучали тексты, которые должны составить пятую книгу стихов. Вел вечер Алексей Алехин, заявивший, что поэзия Чухонцева последних лет решает проблемы соотношения традиции с вызовами, которые приносит новое время.





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Литературная жизнь Москвы"
Предыдущий отчет Следующий отчет

Copyright © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru