Textonly
Само предлежащее Home

Арсений Ровинский | Андрей Поляков | Александра Петрова | Вера Павлова | Игорь Смирнов | Михаил Федотов | Борис Кудряков | Дмитрий Сумароков | Алексей Верницкий

 

АЛЕКСАНДР ЖЕЛЕЗЦОВ



Александр Железцов - драматург, прозаик, автор и исполнитель песен (в частности, автор песен к нескольким театральным спектаклям). Родился в 1954 г. в г.Ржев Калининской области. Закончил Ленинградский институт культуры по специальности "режиссер". Работал телевизионным сценаристом, в настоящее время - редактор в издательстве. Пьесы (которые Железцов пишет с 1987 г.) публиковались в журнале "Современная драматургия" и в малотиражных театральных бюллетенях. Спектакли по его пьесам ставились в театрах С.-Петербурга, Москвы, Пензы, Мурманска, есть также радиопостановки.

Рецессивный ген


Действующие лица:
Марья Ивановна
Наташа
Обе - молодые женщины, Наташа чуть постарше.

МАРЬЯ ИВАНОВНА. Наташа, я с Вами посоветоваться хочу. Вот эта стенка у меня какая-то очень пустая получается, да? Может быть, повесить сюда... портрет какой-нибудь? Президента, например? Мы с Виталием Сергеевичем уже говорили, да так и не решили ничего. Вот Вы, как художник, что скажете?
(Пауза.)

НАТАША. Вообще... какое-то пятно тут просится... Можно и президента.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Значит, президента?
НАТАША. Можно и президента.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Ну а Вы как к этому отнесетесь?
НАТАША. Никак, честно говоря.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. А редакция вообще?
НАТАША. Марья Ивановна, Вы же их уже знаете: как надо, так и отнесутся!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Нет, я все-таки человек новый, ничего резко менять не хочу. Одно дело - корректировка общего курса газеты, а другое - взаимоотношения в коллективе. И Виталий Сергеевич так считает. Интерьер - это же важно. Чтобы было, знаете, все-таки по-московски...
НАТАША. Как скажете - так и будет. Это как раз и есть по-московски. Главное - не заморачиваться. Вы - начальник, свободный человек!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Какие из начальников свободные? Это вы свободные - художники... А я... я так не могу, как вы. Тем более, я не москвичка - легкости этой нет, шарма какого-то... Даже внешне - в одежде, в манерах - я чувствую!
НАТАША. Да нет, все у Вас вполне стильно. Очки вот, может быть, поменять? Линзы если попробовать?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. А они мне вообще не нужны, они без диоптрий, просто глаза прикрывают - у меня ужасное косоглазие.
НАТАША. Ну-ка, снимите.
(Марья Ивановна снимает свои дымчатые очки.)

Слушайте, да ничего не заметно практически! Вы бы не сказали - я бы не заметила. А хорошо как без очков! Так и ходите!
МАРЬЯ ИВАНОВНА (смущенно). Вы считаете?
НАТАША. И считать нечего! Такие глаза - и прятать!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Серьезно, так лучше?
НАТАША. Ну-ка, в профиль повернитесь. Встаньте, пройдитесь. Другое дело совсем! Минимум на пять лет моложе!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Серьезно? Вы не очень торопитесь? Да Вы садитесь-садитесь...
(Наташа садится.)

Я хотела с Вами... Помните, Вы мне снотворное рекомендовали?
НАТАША. Помогло?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Ничего мне не помогает...
НАТАША. Микстура Кватера еще можно попробовать. Настойку пиона.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Все перепробовала!
НАТАША. А может, к врачу?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Знаю я этих врачей... Можно мне с Вами... посекретничать? Сядьте поближе. Понимаете, у меня... ой, даже не знаю, как сказать! А давайте на "ты", хорошо?
НАТАША. Хорошо.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Вот. Ну, в общем, у меня есть... Слушай, ты только никому, ладно?
НАТАША. Могила.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Короче, у меня есть... Ну, ты пойми: у нас женский, практически, коллектив. Сразу же сплетни пойдут, пересуды...
НАТАША. Я никому ничего не скажу.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Очень надеюсь! Короче говоря, у меня есть... Я думаю, ты меня правильно поймешь - как художник, человек искусства...
НАТАША. Любовник?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Я что, похожа на женщину, у которой есть любовники?
НАТАША. Нет, но...
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Мы очень счастливы в браке с Виталием Сергеевичем. Мы долго искали друг друга и мы очень счастливы...
(Всхлипывает.)

НАТАША (трогая ее за руку). Ну что? Что у тебя такое?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Сейчас, я дверь закрою.
(Закрывает дверь в кабинет.)

НАТАША. Что - рак?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. В чем-то даже хуже.
НАТАША. СПИД?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Хвост...
НАТАША. Что?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Хвост у меня! С детства! Родилась такая! Уродка! Врачи говорят - патология, рецессивный ген... Сейчас уже неоперабельно, раньше надо было. А я же в деревне выросла, какие у нас там операции... И родители тоже... В Москве бы у вас запросто, а что? - Дерёвня! (плачет.)
НАТАША. Большой?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Да что ж я - совсем уже? Маленький... Вот, посмотри...
(Показывает Наташе свой хвост. Как она это делает - проблема режиссера...)

НАТАША (растроганно). Ой, розовенький какой... Кожица какая нежная... И кисточка на конце...
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Осторожно. Он не гнется совсем. Это же копчик вообще-то, часть позвоночника.
(Принимает нормальную позу.)

Вот так вот.
НАТАША. Ну и что? Хвостик себе и хвостик. Даже пикантно!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Это тебе "пикантно"! А мне каково! Ладно, извини... Понимаешь, когда мы с Виталием Сергеевичем... ну, ты понимаешь... то хвостик мой в это время упирается в кровать и это очень больно, а в самый-то этот момент, когда Виталий Сергеевич... ну, ты понимаешь... боль просто непереносимая, я себя совершенно не контролирую и сбрасываю Виталия Сергеевича...
НАТАША С кровати?
МАРЬЯ ИВАНОВНА.С себя. И он так и не получает удовлетворения. И мы оба не можем заснуть. И так - каждую ночь. И нет никакого нормального снотворного.
НАТАША. При чем тут снотворное?! Он что - не понимает, что тебе больно?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Я ему ничего не говорю.
НАТАША. Так он не знает?!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Нет.
НАТАША. Он вообще не знает, что у тебя...
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Да. Я решила ему ничего не говорить, потому что он может неправильно понять. Понимаешь, мы оба люди верующие, это для нас очень важно, а у меня, кроме того, что косоглазие - еще и... Он может это связать воедино и совершенно неправильно истолковать. Понимаешь?
НАТАША. Господи... (Пауза.) Сколько времени вы женаты?
МАРЬЯ ИВАНОВНА Третий месяц.
НАТАША. И он все это время... Слушай, да в первую же ночь...
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Мы оба были пьяны. При том, что оба не пьем, мы оба были в стельку! Потрясающе! Это было волшебно! Было очень больно, я стонала, но он решил, что это потому, что я - девушка. Его настолько потрясло, что в двадцать восемь лет человек - девушка, что он уже ни на что не обращал внимания... Все было как во сне!
НАТАША. Слушай, ты что - действительно была девушка?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Конечно!
(Наташа непроизвольно хмыкает.)

Ничего смешного! А потом мне уже приходилось терпеть, и чем дальше, тем это было больнее, но в первую ночь это было потрясающе!
НАТАША. Слушай, он вообще-то... смотрит хоть на тебя?!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Естественно! И все замечает, между прочим: и новую прическу, и когда я меняю макияж... Он очень заботливый и внимательный. У нас все нормально!
НАТАША. Но он... трогает тебя как-то? Руками?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Конечно. Он меня обнимает... целует. Иногда очень чувственными поцелуями. У нас все нормально!
НАТАША. Ну, а... На колени, например, к нему ты садишься?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Я что - похожа на шлюху? У нас все нормально именно потому, что у нас есть духовная общность. Мы оба не терпим разврата. Если хочешь знать, именно поэтому мы и сблизились. Я же знаю, что обо мне говорят: "Провинциальная хищница! Схватила и держит!" Ничего подобного! Просто он смог меня оценить. Даже то, что я сохранила девичью честь в двадцать восемь лет!
(Пауза.)

НАТАША. Да... Но все-таки это не дело, что тебе больно?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Конечно.
НАТАША. Слушай, а... То есть вся проблема в том, что хвостик упирается в кровать, да?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Да.
НАТАША А если ты сверху?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Как?
НАТАША Ну, позиция, при которой ты сверху и хвостик ни во что не упирается.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Как это?
НАТАША. Да обыкновенно! В кино, что ли, не видела?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Если ты имеешь в виду порнографию по телевизору, то мы ее не смотрим. Принципиально.
НАТАША Понятно. Ну... давай я тебе нарисую, что ли?
(Что-то набрасывает на листе бумаги. Марья Ивановна смотрит на рисунок со сложной гаммой эмоций.)

Вот, это Виталий Сергеевич, а вот это ты. И вот твой хвостик - ни во что не упирается. Видишь?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Это разврат.
НАТАША. Но хвостик не упирается!
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Разврат!
(Вырывает у нее лист с рисунком и рвет в клочки.)

НАТАША Извини, я слишком подробно, наверное, нарисовала... Но принцип понятен? Виталий Сергеевич внизу.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Виталий Сергеевич - мужчина. Он не может быть внизу.
НАТАША. Да почему, Господи?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Он мужчина. И он не будет внизу! Ты что мне предлагаешь? Чтобы я собственного мужа... извините! Ты, вообще, в своем уме?
НАТАША В своем. Можно по-другому. Сейчас нарисую...
(Марья Ивановна вырывает у нее из-под рук бумагу и ручку.)

МАРЬЯ ИВАНОВНА. Нет!
НАТАША. Ну, хорошо... (Показывает руками.) Ты стоишь как бы на четвереньках, упираясь на локти и на колени, а Виталий Сергеевич сзади...
МАРЬЯ ИВАНОВНА (звенящим голосом). Я не встану на четвереньки! Я - человек!
НАТАША. Да не обязательно на четвереньки. Можно...
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Мы не встанем на четвереньки! Мы венчаны в церкви! Он - муж, а я - жена! У нас семья, а не зверинец! Вы тут в Москве у себя разных гадостей нахватались - думаете, вы сами до них додумались?! Ха-ха-ха! Специально все внедрялось - спецслужбами! Миллиарды долларов тратились! Чтобы вы на четвереньки встали, озверели, облик человеческий позабыли! Чтобы не знали, кто наверху, а кто внизу! Что все у всех через разврат перепуталось, как же - демократия! А они под это дело духовность истребляли и страну разворовывали! Только, слава Богу, прошло времечко! Мы не встанем на четвереньки! Своя у нас культура, свои традиции, песни свои!
(Пауза.)

НАТАША. Потрясающе. Вот и пой. Как захочется Виталия Сергеевича сбросить, "Дубинушку" запеваешь, - смотришь, - и перетерпела. И снотворного не надо.
МАРЬЯ ИВАНОВНА (надевая очки). Я сожалею, что у нас состоялся этот разговор, но продолжаю рассчитывать на Вашу порядочность.
НАТАША. Безусловно.
(Пауза.)

Я пойду?
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Пожалуйста.
НАТАША (у дверей). Кстати, эта позиция, когда жена внизу, а муж сверху, называется "римско-католическая".
МАРЬЯ ИВАНОВНА. То есть? Почему?
НАТАША Только она одна утверждена католической церковью, как единственно верная.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Как?! Но это же... у нас... испокон веков, наше национальное! При чем тут католики?!
НАТАША. Уж не знаю. Но называется она "римско-католическая", имейте в виду.
МАРЬЯ ИВАНОВНА. Подождите! Подожди! А православная тогда как?!
НАТАША Не знаю. Запрос, наверное, надо посылать в Патриархию. В отдел внешних сношений. Или внутренних? В общем, не знаю. До свидания.
(Выходит.)

МАРЬЯ ИВАНОВНА (одна). Зараза! Прошмандовка! Да нет, не может такого быть - нарочно издевается! Это же всегда! При чем тут католики?! Сволочи! У-у, сволочи! Извратили всё, всё на четвереньках, не по-людски! Изгадили всё, перепутали, последнее отобрали!
(Плачет.)


2000