С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Март | |||
|
В Москве 20 февраля прошла дискуссия о кризисе литературного клуба как феномена публичной литературной жизни в столице. Позволю себе, по географическим причинам в этой дискуссии не участвовавшей, высказать некоторые соображения на эту тему. В Питере в этот день не происходило вообще никаких литературных событий. Заявляю это как куратор сводного городского инфопроекта на данную тему СПбЛитГид. В Москве, сообразно программе и последовавшим за ней отчётам, было два мероприятия, важность каждого из которых для развития литературы представляется чуть ли не безоговорочной. С 1997 года, когда я начала наблюдать за происходящим, многое в Питере изменилось. Сложилась, а затем и разрушилась структура салонов, причём, в отличие от Москвы, было несколько случаев, когда сообщество утрачивает площадку, и, будучи не в состоянии найти новую, прекращает работу. Возможна и принципиально иная модель закрытия литературных мест. Условно назовём её разочаровавшийся куратор. Это когда куратор не в силах более представлять то, что он представляет. В этом тексте c самого начала рассматривается такой тип публичной литературной жизни, как конкретное место (адрес), где под руководством (в сфере ответственности) конкретного профессионального литературного куратора с примерной регулярностью от 1 до 4 раз в месяц происходят литературные мероприятия с участием живых авторов. Есть и иные типы публичной литературной жизни например, ежегодные чтения на Сочельник, которые делает поэт Алишер. Или работа куратора внутри институции, ответственность за все литературные мероприятия в которой этот конкретный куратор не несёт. Разумеется, здесь было сказано не обо всех мотивах закрытия салонов. Но схема процессов приводит к тому, что публичная литературная жизнь в моём регионе становится неинтересной. Даже для куратора проекта СПбЛитГид. Но ни в жизнь не соглашусь с тем, что московские "Авторник" и "Классики XXI века" привлекают публику возможностью напечататься, или выпить, или потусоваться в курилке между дверями, то есть чем-то, кроме звучащего текста и возможных сопровождающих текст элементов об этом было сказано в обзоре в ЛЖМ. Главное в работе регулярно действующей точки притяжения литературных интересов постоянные обновления. Или авторы, которые много пишут и меняются от произведения к произведению (таких в Питере существенно меньше, чем в Москве), или авторы, с контекстом восприятия которых должно что-то происходить в рамках литературного клуба (нетривиальное объединение разных авторов по неожиданному принципу в одном вечере, приглашение чуждого автора и т.п.) Кажется, я где-то упоминала, что в Питере как отсутствовало, так и отсутствует что-либо, ориентированное на современную прозу, на её понимание, а не на встречу с читателем с целью раздать автографы. Мне эта идея кажется по-прежнему плодотворной и адекватной. Хотя бы потому, что между поэзией, которая так или иначе, хотя бы частью, но оказывается в поле внимания живой литературной жизни, и, предположим, фантастической литературой, которая тоже вполне востребована в плане обсуждений и институционализации нет ничего. Каждый пишет, как он знает сам, не оборотясь на чтение прозы тех, кто пишет буквально в десяти остановках трамвая от него. С критикой в Питере тоже есть проблема. Но она иного порядка. Топорова не перевоспитать, журналистов газет не заставить не допускать ошибки или разбираться во всём, Елисеева не подключить к интернету, Курицына не отключить от оного. При этом постоянное профессиональное общение между ними кажется совершенно необязательным. А молодёжи вообще нет. В Москве средний возраст пишущего о книгах ближе к 30, у нас ближе к 40. Вполне возможно, что такая ситуация с критикой вызвана проблемами с устной формой работы с поэзией и полным отсутствием таковой работы в отношении прозы. У нас пишут про книжки, когда они уже вышли. Но естественное развитие литературы и типографское представление каких-то отдельных её частей разнятся в динамике. Издательский цикл, издательские же проволочки... Мне кажется, что это обстоятельство важно. Дорогие литературные кураторы города Москвы! Посмотрите, до чего докатились мы, и есть вероятность, что докатитесь вы! Не повторяйте чужих ошибок! Пользуйтесь презервативами и автоматической проверкой орфографии! [далее текст теряет разборчивость и фразеологическую связанность с предыдущими фрагментами] |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2002 "Вавилон" |
|