Издеваться над глупостью и бездарностью телевизионной и всякой прочей рекламы давно стало хорошим тоном. Алексей Цветков-младший и вовсе возвел эту забаву на недосягаемую художественную высоту. Мне же хотелось бы, не претендуя на столь высокий полет, обратить внимание публики на один новый, как мне показалось, эффект морально-психологического свойства. Вернее сказать аморально-психологического.
Дело в том, что сразу несколько рекламных клипов последнего времени построены на недвусмысленной апологии имморализма. В клипе воды "Миринда" одноглазое чудище (дэв или ракшас не припомню аутентичного названия) методично расправляется с Синдбадом и его спутниками из-за того, что джинн, вместо того чтобы поспешить на выручку, наслаждается лимонадом и девочками (слоган "Жизнь хороша, когда пьешь не спеша"). В клипе "Пепси" школьники, растащившие из учительской здоровенную, видать, упаковку воды, с видимым удовольствием сваливают все на единственного одноклассника. Общий посыл обоих роликов: кайф, который можно получить от потребления данного продукта, важнее любых нравственных запретов.
Мне мучительно хотелось быть оригинальным и не делать отсюда вывода, который сделал бы Цветков: о том, что воспитание в потребителе представления о сверхценности собственных удовольствий естественная стратегическая задача капиталистического пропагандистского механизма, тогда как мораль функционирует исключительно как ширма, за которой укрыты регулируемые исключительно "законом джунглей" экономические отношения, и т.д., и т.п. (разумеется, до цветковского блеска мне далеко, но я ведь и не писатель, а только скромный публицист). Однако что же тут придумаешь еще?
Мало того. На российской почве имморализм приобретает совершенно специфические оттенки и об этом реклама нам также с готовностью сообщает. Замечателен в этом отношении клип некоей "Кофейни на паях" с императором Петром Великим. Кровавый сумасброд Петр Алексеевич, конечно, и сам по себе истинно наш герой, но создатели клипа сделали его поистине знаковой фигурой: призывает он, ни более ни менее, "на европейский манер боярам бороды рубить". Не умилительно ли это стремление оправдать собственное насилие ссылкой на то, что такое же насилие практикуется или практиковалось и в других, куда более цивилизованных странах? Ссылкой, заметим, заведомо ложной: ясно же, что ни в какой Европе никто никому бород не рубил (головы, правда, рубливали, но об этом и Петр ни гу-гу). Этим, впрочем, дело не кончается: в конце клипа Петр интересуется относительно пресловутой кофейни: "С кем на паях-то?", зрителям, кстати, тоже было бы интересно это узнать, и получает от выряженной не то как шлюха, не то как гувернантка юной леди (лицо компании) недвусмысленный ответ: "С Вами, Петр Алексеевич!" Как в незатейливых клипах, с которых я начал, за добродетель выдавалось предательство, так здесь нам объясняют, что непременное условие существования цивилизованного государства (слоган "Кофе пить будем и Державу подымем!") наглая и беззастенчивая коррупция.
Пока я раздумывал, стоит ли этот сумбурный набор впечатлений заносить в файл голубой экран порадовал меня еще раз: в новой рекламе какой-то молочной продукции молодой изобретатель, нарочито похожий на бессмертного Шурика из "Иван Васильевич меняет профессию", перед завтраком наскоро отправляется в прошлое, чтобы стырить у оторопевшей крестьянской семьи немного еды со стола. Авторы клипа явно рассчитывают на наше сочувствие подающему надежды ученому, хотя и не одобряют его поступка: ведь рекламируемые продукты, утверждает его жена, ничуть не хуже исконных деревенских. Вот были бы хуже тогда другое дело, тогда бы сам бог велел грабить простой народ за счет преимущества в технике...
Я понимаю, что чем бы я ни попытался закончить эти заметки призывом ли к классовой ненависти, или к социальной ответственности, или просто к совести, или к начальству с требованием подвергать рекламные ролики предварительной цензуре (впрочем, как мы знаем, с начальством рекламный бизнес на паях вместе пьют кофе и подымают державу), всё будет интеллигентская благоглупость. Так что будем считать, что это в чистом виде дневниковая запись: dixi et animam levavi (сказал и облегчил тем душу). А все-таки трудно отделаться от мысли, что каким-то образом массовое появление рекламной продукции с идеологией имморализма характеризует новую наступившую в России эпоху постъельцинскую. Эпоху, как выразился в прошлый раз Дмитрий Кузьмин, Путина и пива.
|