В своей последней записи Алексей Зосимов коснулся темы, в некотором роде имеющей отношение к моим кормящим занятиям, так что я счел нужным как-то на это отреагировать (пусть читатель не поймет меня неправильно, автором ни одной из раскритикованных реклам я не являюсь, у меня вообще ролики не получаются). Второй причиной послужил тот факт, что запись эта не имеет никакого отношения к "проблематике литературного поля". Присоединяться к набравшей за осень обороты грызне у меня нет ни малейшего желания.
Так вот, о рекламе. В отличие от Алексея Зосимова, имморальность телерекламы не представляется мне такой уж опасной. Петр Алексеевич, в общем-то, вполне карикатурный. И засранцы из частной школы никакой симпатии не вызывают, на самом деле. В западных роликах дела обстоят зачастую куда хуже: там вкусную еду не то что крадут у вполне виртуальных крестьянских семей вырывают друг у друга изо рта, и хорошо, если вырывают. А то вспоминается реклама одного напитка со вкусом засохших леденцов, так там молчеловек целует девушку и думает при этом: "Well, maybe if I suck hard enough, I'll get my [Название напитка] back?" Другое дело, что в более приличных странах рядом со всем этим безобразием имеет место социальная реклама, в создание которой, судя по качеству, рекламисты вкладывают души куда больше. В России социальной рекламы нет, но тут уже надо задаваться вопросами о наличии и качестве гражданского общества.
Но я, собственно, не об этом. А о появившейся не так давно дивной серии реклам Zanussi (такая бытовая техника). Самой марки в нерусской природе не существует вовсе, она специально, насколько мне известно, придумана для России. Ну и реклама у нее соответствующая. Напоминаем: "Земля вертится вокруг Солнца: доказано Галилеем. Качественная бытовая техника существует. Доказано Zanussi". Может быть, не точно так, но близко к тексту. В двух других виденных мною роликах упоминается, во-первых, что параллельные линии не пересекаются (доказано Евклидом), а во-вторых, что предметы падают на землю (доказано Ньютоном). Продажи, скорее всего, растут, граждане, вообще-то, хавают и не такое. Подумаешь, что про параллельные линии это аксиома (доказать нельзя, можно только сформулировать или принять за). Тем более никого не волнует разница между эмпирическими закономерностями и доказанными теоремами. Никак, воля ваша, невозможно доказать закон всемирного тяготения. На худой конец, сформулировать. И вращение Земли вокруг Солнца нельзя доказать. Можно только открыть. Или там подтвердить экспериментально. Но это бы нарушило стройность концепции. На копирайтеров нельзя баллон катить, они святые. И цензуру я, на месте Алексея Зосимова, вводить не стал бы. Оно известно, чем у нас в стране кончается, Дума как-то раз предложила рекламистам показывать обнаженное тело только по пояс, не уточнив, с какого конца. Да и незачем.
Хвост приближается к голове, думая ею повилять. Ан нет. Ги Дебор: "Утрачивая общность мифического сообщества, общество (голову оторвать переводчику... sTL) должно терять все референции действительно общего языка до тех пор, пока расщепление бездеятельного cообщества (и вторую... sTL) не сможет быть преодолено обретением реальной исторической общности". Чем больше там у них грамматических ошибок, тем вернее общество спектакля само себя скушает.
Тогда-то вот мы в полной тишине, при выключенном телевизоре, займемся нравственностью.
А то Платон нам друг, но Пепси-кола тоже ничего.
|