С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
Сентябрь | |||
|
БАБУШКА УМЕРЛА Николай Кононов. "Похороны кузнечика" Готовясь к экзаменам, я сижу дома в Санкт-Петербурге. Звонок. В глазке - мама. Открывается дверь и первое, что я вижу - огромный букет свежих, выросших на даче, цветов. Завтра мой день рождения. "Поздравляю!" - говорит мама и входит. У нее странный голос. За нею - отец с телом бабушки, завернутым в простыню. Телом, которое мне, вместе с тяжелым букетом цветов, преподносят. Родители приехали с дачи. Ее плотному телу с руками и ногами, связанными бинтами (мы так сымитировали образ ее покоя, образ ее мнимого сна), предстояло еще пролежать под капроновым тюлем меньше суток в этой комнате, где зеркала в трюмо и платяном шкафу, куда так любила смотреться бабушка, чей труп лежал теперь тут, были завешены ветхими простынями. Роман Николая Кононова "Похороны кузнечика" - о бабушке. О ее смерти. Это выстраивание своей собственной, индивидуальной онтологии через понятия и вещи, знакомые болезненно каждому. Это повествование о его и моей бабушке, ибо чтение романа заставило меня вспомнить тот день. подвязанное марлевой ленточкой, чтобы нижняя челюсть плотнее прилегала к верхней, все больше и больше приобретало сходство с чертами лица мамы. <...> как-то стерлась вся семейная иерархия: мы все стали каким-то образом равны друг другу через мертвую бабушку. Инверсия и инцест. Кононов говорит об инверсии, об обратном, каком-то внутреннем, на уровне генов и скорости прохождения крови по жилам, скорости течения лимфы, недоступном глазу ходе времени. Будто мама, запеленывая тело бабушки в простыню, на самом деле принимает роды: эта смерть предстала передо мной как бы обратными родами. Где акушеркой гибели была мама, принявшая совершенно укаченную, убаюканную, упокоенную бабушку. Подготовив ее со всей заботливой нежностью, со всей родительской непоследовательной и ненужной суетой для нового строгого и важного существования. Вот и присутствующее почти в каждой семейной хронике кровосмешение: Ганимед находит фотографию обнаженной бабушки в молодости. Я страстно полюблю это изображение. Инверсия смерти и инверсия повествования. С конца пролога до сто двадцать первой страницы бабушка умирает, и умирание это захватывает, как детектив. От ее смерти, как и от первых глав романа, не оторваться. Мы неизбывно знаем, что произойдет. Мы будто читаем детектив, уже заглянув в смертельный конец. Бабушка умрет. Но мы подглядываем за ней, мы хотим увидеть узор ее смерти. мы не обнаружили и тени хваленого литературного холодка на том месте, где был одр, а потом стоял гроб, так же как и не ощутили на своем лице воспетого той же литературой влажного и прохладного следа слез. Смерть - это зрелище, это действо, которое происходит прямо пред нами, не оставляя места рефлексии. Это тело бабушки ("мозг - он давно уже мертв и никакого участия во всех хрипах и невозможности там глотать еду участия не принимает"). Это ее "холодноватые, гладко обтянутые блестящей кожей совсем легкие, какие-то птичьи ноги", ее голова в слипшихся, сбившихся на одну сторону волосах. ...Я прибег к этой письменной фиксации своих этических обобщений только оттого, что не мог, видимо, тогда отчужденно ввести все наши с мамой действия в сферу русского бытового языка, в пространство осознания, которое и есть язык. Ганя, или Ганимед, бабушкин внук, совершает инверсию, вылазку в прошлое. Сквозь вещи, которые остались от бабушки, фотографию-"сепию", он пытается осмыслить внутреннюю природу вещей. Внутренний мир бабушкиного тела. Ее жизнь. |
Вернуться на страницу "Авторские проекты" |
Индекс "Литературного дневника" |
Подписаться на рассылку информации об обновлении страницы |
Copyright © 1999-2000 "Вавилон" |
|